Бывая в Таганроге, нельзя не удивиться тому, что здесь на сравнительно небольшой площади (в городе и сейчас живет менее трехсот тысяч человек) сосредоточено огромное количество архитектурных памятников. Построенный по указу Петра Первого, стремившегося овладеть выходами к южным морям, Таганрог сохранил многие свои первоначальные черты. Бродя по улицам, носящим названия, напоминающие об истории города (Итальянская, Греческая, Крепостные и Артиллерийские переулки), начинаешь понимать, почему Таганрог, наравне с Одессой, называют «жемчужиной у моря». Только не у Черного, а у Азовского.
Собственным музеем Таганрог обзавелся в год своего двухсотлетия — в 1898 году. Непосредственное участие в его организации приняли Антон Павлович Чехов, самый знаменитый уроженец Таганрога, и Павел Федорович Иорданов, видный общественный деятель. Уже вскоре в музей начали поступать первые экспонаты. Так, благодаря стараниям А. П. Чехова и И. Е. Репина, Академия художеств передала в дар Таганрогу несколько полотен русских мастеров XIX века. «Академические дары» поступали в музей и впоследствии. Но, несмотря на многочисленные хлопоты опекунов музея, в 1910-х годах его собрание живописи не могло похвастаться обширностью — в нем насчитывалось всего около семидесяти картин.
Активно пополняться художественный отдел Таганрогского музея стал в 1920-е годы. На юг России «переехали» многие произведения искусства из запасников Государственного музейного фонда и Государственного Русского музея. К середине XX века художественный отдел так разросся, что назрел вопрос о его «суверенизации», и в 1968 году на его основе образовалась Таганрогская картинная галерея. Ей пришлось-таки еще несколько лет мириться с бездомным положением, но в 1975 году галерея была вознаграждена за все перенесенные лишения: она получила в безраздельное пользование прекрасный особняк середины XIX века. После реставрации, продолжавшейся два года, галерея открыла свои двери для посетителей.
В 2003 году Таганрогская художественная галерея была преобразована в Таганрогский художественный музей. Сегодня он считается лучшим музеем изобразительных искусств на всем юге России. Здесь хранится почти две тысячи живописных произведений, около трех тысяч графических работ и более ста пятидесяти скульптур.
Особенный интерес вызывает экспозиция музея, посвященная русской живописи конца XVII — начала XX века. Живопись XVIII столетия представлена, в основном, жанром портрета: в Таганрогском музее имеются работы таких мастеров, как Боровиковский, Рокотов и Антропов. Кроме того, посетители могут увидеть здесь натюрморт П. Каменева «Лисица с уткой». Это — один из первых образчиков жанра охотничьего натюрморта в русской живописи. Развитие русского искусства первой половины XIX века проиллюстрировано картинами С. Щедрина, Мокрицкого, Ковригина, Лучанинова и многих других художников. Одной из жемчужин собрания живописи начала XIX века является «Мужской портрет» (1826) Ореста Кипренского.
Весьма обширна музейная коллекция живописи второй половины XIX столетия, включающая в себя полотна Маковских, Ге, Крамского, Верещагина, Поленова, Левитана, Репина. Гордость Таганрогского музея — два несомненных шедевра: этюд Сурикова «Царевна» и поэтический «Закат» Саврасова, основоположника жанра лирического пейзажа.
Удивительно по объему и разнообразию собрание русской живописи XX века. В нем присутствуют картины Коровина («Терраса»), Серова («Портрет Е. С. Карзинкиной»), Серебряковой («Портрет Г. И. Чулкова»), работы Кончаловского, Лентулова и Добужинского, графические листы Билибина, Бакста и Сомова. Особое очарование музею придает экспозиция работ художников-таганрожцев, современников А. П. Чехова, — Синоди-Попова, Леонтовского, Блонской (последняя, кстати, была одним из инициаторов создания первой в Таганроге художественной школы).
В середине 1990-х годов музей переживал тяжелые времена. Долгое время галерея была закрыта на реставрацию, картины пылились в хранилище. Эпоха безвременья закончилась в 2004 году. Залы музея вновь открылись, и теперь жители и гости Таганрога, как и прежде, могут наслаждаться шедеврами русской живописи.
Таганрог Чехова
В этом таганрогском доме родился великий русский писатель А. П. Чехов. Посетив Таганрог летом 1887 года, Чехов писал Лейкину, редактору петербургского еженедельного журнала «Осколки»: «60000 жителей занимаются только тем, что едят, пьют, плодятся, а других интересов-никаких… Местоположение города прекрасное во всех отношениях, климат великолепный, плодов земных тьма, но жители инертны до чертиков…» Чувства писателя к родному городу были всегда двойственны. С одной стороны, он нежно любил его и вспоминал, как ловил с товарищами рыбу со свай в недостроенном порту, тайком пробирался в Таганрогский театр (гимназистам было запрещено бывать на спектаклях, кроме как на самых целомудренных и скучных) . С другой — с Таганрогом были связаны самые тягостные впечатления детства, о которых Антон Павлович не в силах был забыть до конца жизни. И в его прозе отозвались, главным образом, именно тягостные впечатления. Особенно характерен в этом смысле «Ионыч», где в образе глухого провинциального городка, утопающего в пыли и пошлости, выведен именно Таганрог.
Похожее
Королевский музей изящных искусств, Антверпен
Вилла Барбаро, Мазер
Маурицхейс, Гаага