Искусство

История искусства

Таганрогский художественный музей

Таганрогский художественный музей

Бывая в Таганроге, нельзя не удивиться тому, что здесь на сравнительно небольшой площади (в городе и сейчас живет менее трехсот тысяч человек) сосредоточено огромное количество архитектурных памятников. Построенный по указу Петра Первого, стремившегося овладеть выходами к южным морям, Таганрог сохранил многие свои первоначальные черты. Бродя по улицам, носящим названия, напоминающие об истории города (Итальянская, Греческая, Крепостные и Артиллерийские переулки), начинаешь понимать, почему Таганрог, наравне с Одессой, называют «жемчужиной у моря». Только не у Черного, а у Азовского.

Таганрогский художественный музейСобственным музеем Таганрог обзавелся в год своего двухсотлетия — в 1898 году. Непосредственное участие в его организации приняли Антон Павлович Чехов, самый знаменитый уроженец Таганрога, и Павел Федорович Иорданов, видный общественный деятель. Уже вскоре в музей начали поступать первые экспонаты. Так, благодаря стараниям А. П. Чехова и И. Е. Репина, Академия художеств передала в дар Таганрогу несколько полотен русских мастеров XIX века. «Академические дары» поступали в музей и впоследствии. Но, несмотря на многочисленные хлопоты опекунов музея, в 1910-х годах его собрание живописи не могло похвастаться обширностью — в нем насчитывалось всего около семидесяти картин.

Активно пополняться художественный отдел Таганрогского музея стал в 1920-е годы. На юг России «переехали» многие произведения искусства из запасников Государственного музейного фонда и Государственного Русского музея. К середине XX века художественный отдел так разросся, что назрел вопрос о его «суверенизации», и в 1968 году на его основе образовалась Таганрогская картинная галерея. Ей пришлось-таки еще несколько лет мириться с бездомным положением, но в 1975 году галерея была вознаграждена за все перенесенные лишения: она получила в безраздельное пользование прекрасный особняк середины XIX века. После реставрации, продолжавшейся два года, галерея открыла свои двери для посетителей.

В 2003 году Таганрогская художественная галерея была преобразована в Таганрогский художественный музей. Сегодня он считается лучшим музеем изобразительных искусств на всем юге России. Здесь хранится почти две тысячи живописных произведений, около трех тысяч графических работ и более ста пятидесяти скульптур.

Особенный интерес вызывает экспозиция музея, посвященная русской живописи конца XVII — начала XX века. Живопись XVIII столетия представлена, в основном, жанром портрета: в Таганрогском музее имеются работы таких мастеров, как Боровиковский, Рокотов и Антропов. Кроме того, посетители могут увидеть здесь натюрморт П. Каменева «Лисица с уткой». Это — один из первых образчиков жанра охотничьего натюрморта в русской живописи. Развитие русского искусства первой половины XIX века проиллюстрировано картинами С. Щедрина, Мокрицкого, Ковригина, Лучанинова и многих других художников. Одной из жемчужин собрания живописи начала XIX века является «Мужской портрет» (1826) Ореста Кипренского.

Весьма обширна музейная коллекция живописи второй половины XIX столетия, включающая в себя полотна Маковских, Ге, Крамского, Верещагина, Поленова, Левитана, Репина. Гордость Таганрогского музея — два несомненных шедевра: этюд Сурикова «Царевна» и поэтический «Закат» Саврасова, основоположника жанра лирического пейзажа.

Удивительно по объему и разнообразию собрание русской живописи XX века. В нем присутствуют картины Коровина («Терраса»), Серова («Портрет Е. С. Карзинкиной»), Серебряковой («Портрет Г. И. Чулкова»), работы Кончаловского, Лентулова и Добужинского, графические листы Билибина, Бакста и Сомова. Особое очарование музею придает экспозиция работ художников-таганрожцев, современников А. П. Чехова, — Синоди-Попова, Леонтовского, Блонской (последняя, кстати, была одним из инициаторов создания первой в Таганроге художественной школы).

В середине 1990-х годов музей переживал тяжелые времена. Долгое время галерея была закрыта на реставрацию, картины пылились в хранилище. Эпоха безвременья закончилась в 2004 году. Залы музея вновь открылись, и теперь жители и гости Таганрога, как и прежде, могут наслаждаться шедеврами русской живописи.

Таганрог Чехова

Таганрогский художественный музейВ этом таганрогском доме родился великий русский писатель А. П. Чехов. Посетив Таганрог летом 1887 года, Чехов писал Лейкину, редактору петербургского еженедельного журнала «Осколки»: «60000 жителей занимаются только тем, что едят, пьют, плодятся, а других интересов-никаких… Местоположение города прекрасное во всех отношениях, климат великолепный, плодов земных тьма, но жители инертны до чертиков…» Чувства писателя к родному городу были всегда двойственны. С одной стороны, он нежно любил его и вспоминал, как ловил с товарищами рыбу со свай в недостроенном порту, тайком пробирался в Таганрогский театр (гимназистам было запрещено бывать на спектаклях, кроме как на самых целомудренных и скучных) . С другой — с Таганрогом были связаны самые тягостные впечатления детства, о которых Антон Павлович не в силах был забыть до конца жизни. И в его прозе отозвались, главным образом, именно тягостные впечатления. Особенно характерен в этом смысле «Ионыч», где в образе глухого провинциального городка, утопающего в пыли и пошлости, выведен именно Таганрог.