Искусство

История искусства

Музей-усадьба В. И. Сурикова, Красноярск

Музей-усадьба В. И. Сурикова, Красноярск

Тем, кто хочет в буквальном смысле «пальцами» прикоснуться к истокам творчества Сурикова, необходимо посетить удивительный сибирский музей, расположившийся в доме, где художник родился и вырос.

Музей-усадьба В. И. Сурикова, КрасноярскТворческое наследие Василия Сурикова столь велико, что его вполне хватает для того, чтобы посетитель любого более или менее крупного российского музея смог своими глазами увидеть работы художника. Как и в случае с другими русскими живописцами, их львиная доля поделена (примерно в равной пропорции) между московской Третьяковской галереей и петербургским Русским музеем. Кроме того, творчество Сурикова представлено в музейных собраниях Самары, Твери, Тулы, Донецка (Украина), Калуги, Кирова, Омска, Перми, Рязани, Саратова, в музеях-заповедниках «Абрамцево» и «Поленово», в Московской духовной академии и т. д. Не остался обделенным произведениями своего великого земляка и его родной Красноярск. Несколько картин живописца хранится в Красноярском художественном музее и в Музее-усадьбе В. И. Сурикова.

Последний музей очень интересен, так как дает представление о среде, в которой рос будущий мастер. Если не забывать о том, что все его творчество уходит корнями в детские и юношеские «впечатленья бытия», то значение музея трудно переоценить.

Музей-усадьба В. И. Сурикова, Красноярск
Работа Сурикова
«Енисей у
Красноярска» (1909) принадлежит к ряду замечательных пейзажей, написанных художником в Сибири.

С домом, где он расположился, накрепко связаны первые двадцать лет жизни Сурикова — за исключением двух лет (1854—56), проведенных в селе Сухой Бузим, куда переводили служить его отца. Из этого дома Суриков зимним путем отправился в 1868 году в Академию художеств — «завоевывать» Петербург. В этот дом не однажды приезжал летом, став известным живописцем, — особенно часто он это делал в конце 1880-х и в 1890-е годы. Более того, после смерти жены он предполагал навсегда поселиться здесь вместе с детьми. В мае 1889 года художник отправился в Красноярск, возвратившись в Москву лишь осенью 1890 года. В последний раз Суриков посетил родной дом за полтора года до смерти, в 1914 году.

Двухэтажный красноярский дом Суриковых сохранился до наших дней в первозданном виде. Сохранилась и сама усадьба с флигелем и надворными постройками. В XIX веке дома в Сибири рубили крепко, «навечно». Его построили из лиственницы (без единого гвоздя!) еще в 1830 году дед Сурикова, Василий Иванович, и его отец, Иван Васильевич. С тех пор дом не перестраивался, сохранив дыхание прежней жизни сибирского казачества. «Дом наш, — рассказывал Суриков, — соболями и рыбой строился… Комнаты в доме были большие и низкие. Мне, маленькому, фигуры в них казались громадными».

Музей-усадьба В. И. Сурикова, Красноярск
Портрет «А. И. Суриков в шубе», созданный В. Суриковым в 1889-90 годах, стал подготовительным по отношению к его шедевру «Взятие снежного городка».

До самой смерти в нем жила мать художника, Прасковья Федоровна (1818—1895), и его брат, Александр Иванович (1856—1930). А. И. Суриков из Красноярска практически не выезжал, служа в Красноярском губернском суде. Со старшим братом он был очень близок, являясь единственным человеком, с которым художник переписывался всю свою жизнь, поверяя ему самые интимные свои мысли, делясь впечатлениями от поездок и замыслами новых работ. Именно А. И. Суриков подсказал живописцу, пытаясь вылечить его от тоски, идею написать «Взятие снежного городка»: «Мне очень хотелось, — вспоминал он, — чтобы он после смерти жены не бросил свое художество». И не только подсказал, но и угодил в герои этого полотна, созданного в Красноярске.
После смерти А. И. Сурикова наследницы, дочери художника, передали свое родовое «гнездо» в дар городу Красноярску, дабы увековечить память о его знаменитом уроженце.

В 1948 году, в ознаменование столетия со дня рождения В. Сурикова в усадьбе был основан музей художника. Музей, по сибирским меркам, очень богат: в нем хранится несколько сотен экспонатов — в частности, 92 произведения художника, его личные вещи, документы, книги. Среди произведений — замечательные портреты и пейзажи, принадлежащие кисти Сурикова. Приезжая на родину, он всегда много работал в жанре пейзажа — сама могучая сибирская природа как бы призывала его к себе, очаровывала. «Горы у нас, — говорил он, — целиком из драгоценных камней — порфир, яшма. Енисей чистый, холодный, быстрый. Бросишь в воду полено, а его Бог весть куда уже унесло».

В музее работает несколько научных сотрудников, проводятся тематические выставки, специалисты читают лекции, на которые собираются красноярские школьники и студенты. Всего через Музей-усадьбу В. И. Сурикова ежегодно проходит около семи тысяч человек.

Мать художника

Музей-усадьба В. И. Сурикова, Красноярск
Этот проникновенный портрет своей матери Суриков написал в 1887 году, точно обозначив в нем основные черты ее характера.

Прасковья Федоровна Сурикова принадлежала к старинному казачьему роду Торгошиных, основавшему Торгошинскую станицу на берегу Енисея — напротив Красноярска. Торгошины упоминаются в документах еще XVII века. Несмотря на свою неграмотность, П. Ф. Сурикова сыграла важнейшую роль в выявлении художественных наклонностей своего сына, являя пример художественного отношения к жизни всем своим «бытовым поведением». Она замечательно плела кружева и вышивала бисером и гарусом целые картины. Суриков отзывался о своей матери с неизбывной нежностью. «Мать моя удивительная была, — рассказывал он М. Волошину. — У нее художественность в определениях была: посмотрит на человека и одним словом определит». Когда купец П. Кузнецов предложил Сурикову отправиться в столицу вместе с ним, П. Ф. Сурикова без тени сомнения благословила сына на этот путь. Она вполне понимала его тогдашнюю «тоску» (собственное слово художника) по искусству.