Искусство

История искусства

Вилла Барбаро, Мазер

Вилла Барбаро, Мазер

Произведения Веронезе можно увидеть и в красивейших венецианских церквях, и в лучших музеях мира. Но чтобы наилучшим образом понять его творчество, необходимо побывать на вилле Барбаро.

Художественное наследие Паоло Веронезе сконцентрировано, главным образом, в Венеции. Каждый, кто приезжает в «город в лагуне», считает своим долгом посетить хотя бы церковь Сан-Себастьяно (именно здесь собраны лучшие религиозные полотна мастера), а также Дворец дожей и Галерею Академии, где весьма широко представлены «светские» работы Веронезе. Богаты его произведениями и другие крупные музеи Италии — Галерея Уффици во Флоренции, палаццо Россо, палаццо Бьянко в Генуе, Капитолийский музей в Риме и т. д. Можно найти полотна Веронезе и в Картинной галерее Дрездена, и в санкт-петербургском Эрмитаже, и в парижском Лувре, и в лондонской Национальной галерее.

Вилла Барбаро, Мазер
Вилла Барбаро, вид сверху.

Но «почувствовать» творчество одного из лучших мастеров позднего Возрождения невозможно, не увидев росписи виллы Барбаро, построенной по проекту Андреа Палладио. Палладио познакомился с Даниэле Барбаро, своим будущим заказчиком, в 1550 году в Венеции. Барбаро, будучи всесторонне образованным человеком, живо интересовался музыкой и астрономией, а в 1556 году издал труды знаменитого Витрувия. Андреа Палладио выполнил иллюстрации к этой книге. Брат Даниэле Барбаро был политическим деятелем и скульптором-любителем.
Работая над проектом виллы для братьев Барбаро, Палладио взял за основу структурную композицию, которую он использовал при строительстве других вилл для местной аристократии.

Центральный корпус виллы с жилыми комнатами имеет фасад, напоминающий античные храмы. По бокам центрального корпуса расположены служебные постройки, оформленные в виде арочной галереи. Благодаря подобной «горизонтальной схеме», здание прекрасным образом вписывается в окружающий ландшафт.

Вилла Барбаро, Мазер
«Гармония» в Зале супружеской любви.

Кроме собственно проекта здания, Палладио создал на вилле (используя ручей с медленным течением воды) пруд с рыбными садками и миниатюрным нимфеем — гротом, посвященным нимфам. Перепад уровней почвы на местности архитектор замаскировал, предусмотрев в плане два этажа со стороны фасада и один этаж с противоположной стороны здания.

Строительство было закончено в 1558 году, а уже в 1560 году Веронезе приступил к работе над оформлением интерьеров здания. Иконо-графический проект росписей составил хозяин виллы — Даниэле Барбаро. В соответствии с этим проектом, Веронезе должен был расписать девять залов виллы фресками на тему Универсальной Гармонии, которая управляется Божествен­ной Мудростью.

В центральном зале мастер по­местил на плафоне изображение Божественной Мудрости, окру­женной богами Олимпа. Поодаль от них можно увидеть фигуры че­тырех элементов стихии и четы­рех времен года. В зале делла Крочьера со стороны аркады на зрителя глядят музы, играющие на музыкальных инструментах. Фигу­ры муз изображены в нишах (по­добно статуям). Они символизируют гармонию и счастливую судьбу обитателей виллы — покровителей искусств.

Вилла Барбаро, Мазер
Пейзаж, написанный в одном из залов.

Зал супружеской любви декори­рован аллегорией, где счастливые новобрачные предстают перед Гименеем, Юноной и Венерой. В за­лах, чьи названия продиктованы мифологическими сюжетами (например, Комнате Вакха), худож­ник помещает героев фресок на фоне пейзажей, которые создают иллюзию продолжения ландшаф­та, окружающего виллу (Природа при этом как бы входит в дом). Залы, обращенные к Гроту, оформле­ны аллегориями христианских до­бродетелей. В одном из них, на­званном Залом Собаки, Веронезе написал на своде «Фортуну, защи­щающую Изобилие и побеждаю­щую обман». Тема судьбы, изоби­лия и веры воплощается во фреске «Аллегория Веры и Милосердия, защищающих христианина».

Кроме аллегорических фигур, которыми изобилуют сцены рели­гиозного и мифологического содержания, Веронезе включил в росписи необыкновенно реали­стичные портреты заказчиков и свой собственный портрет.

Андреа Палладио

Вилла Барбаро, Мазер
Андреа Палладио

Андреа ди Пьетро делла Гондола (1508—1580), называемый Палладио, в юном возрасте перебрался из родной Падуи в Виченцу, где прошел обучение в мастерской каменотеса. Около 1537 года начинающий архитектор получил свой первый заказ на постройку загородной виллы. После его выполнения он и стал известен как Палладио. Палладио довольно часто бывал в Риме, где имел возможность изучить классическую архитектуру. Его знакомство с Даниэлем Барбаро относится к 1550 го¬ду. Вместе с ним Палладио в последний раз (в 1554 году) посетил Вечный город. Палладио всегда имел множество заказов на постройку общественных и частных зданий в Виченце и Венеции; в 1570 году Венецианская республика признала его своим официальным архитектором. В том же году он опубликовал «Четыре книги об архитектуре», в которых изложил теоретические основы строительства частных и церковных зданий и принципы градостроительства.