Искусство

История искусства

Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Королевский музей изящных искусств, Антверпен

В основу собрания этого музея легла коллекция произведений искусства гильдии святого Луки, составлявшаяся на протяжении долгих веков.

До нас дошло всего около двух дюжин картин, ко­торые принято либо приписывать самому Рогиру ван дер Вейдену, либо считать работами его учеников, написанными при непосредственном участии мастера (например, по его рисункам). Но и эти две «достоверные» дюжины разбро­саны по всему свету, поэтому редкий музей может похвастаться тем, что в его коллекции есть хотя бы две работы Рогира. Тем не менее, такие музеи существуют. Один из них находится в Антверпе­не, неподалеку от «малой родины» художника.

Королевский музей изящных искусств, Антверпен
Здание музея построено во второй половине XIX века.

Антверпен славится давними и богатыми жи­вописными традициями. Некогда здесь сущес­твовала гильдия святого Луки, направлявшая и контролировавшая процесс обучения молодых художников и защищавшая интересы местных живописцев от иногородних и иностранных мас­теров. Неверно думать, будто гильдия святого Луки — объединение одних лишь живописцев. Нет, в гильдию также входили и граверы, и керамисты, и скульпторы (последние, впрочем, довольно часто предпочитали гильдии святого Луки гильдию каменотесов). Антверпенская гильдия святого Луки была основана в конце XIV столетия, а самые ранние архивные запи­си, касающиеся ее деятельности, датированы 1453 годом.

В то время, когда Рогир ван дер Вейден толь­ко-только начинал свой творческий путь, самым оживленным городом Нидерландов был Брюгге. Но уже и тогда было ясно, что слава этого порто­вого города клонится к закату. Река, соединя­ющая Брюгге с Северным морем, мелела, и центр торговой и деловой активности посте­пенно начинал смещаться в Антверпен, который к XVI столетию стал крупнейшим междуна­родным портом во всей северной Европе.

Королевский музей изящных искусств, Антверпен
Знаменитая «Ева» Лукаса Кранаха Старшего тоже хранится в Королевском музее изящных искусств.

Почему так много внимания уделяется «торго­вой и деловой активности»? Да просто потому, что «рынок произведений искусства» уже и тогда был довольно развит. Создается впечатление, что профессия художника была в то время самой популярной в Антверпене. С 1500 по 1600 год гильдия святого Луки приняла в свои члены 694 живописца, 127 скульпторов и 63 гравера. Рас­цвет Антверпена, впрочем, был недолгим. В кон­це XVI столетия город почти до основания разру­шили испанские войска. И, хотя в XVII веке Антверпен отстроили заново, прежней роли ему вернуть себе не удалось. Центр европейской торговли опять переместился — на сей раз в Амстердам.

Однако торговля — торговлей, а искусство — искусством. В 1663 году живописец Давид Тенирс младший основал в Антверпене художествен­ную академию, которая должна бы­ла «обучать искусству живописи, ваяния, перспективы и книгопеча­тания». За образец Тенирс взял ака­демии Рима и Парижа. Правда, ес­ли и в Риме, и в Париже академия сразу же противопоставила себя старинным объединениям худож­ников — гильдиям, то в Антверпене она стала на первых порах своеоб­разным «флигелем» или «мезони­ном» гильдии святого Луки.

Королевский музей изящных искусств, Антверпен
«Портрет Филиппа де Круа», написанный Рогиром Ван дер Вейденом приблизительно в 1460 году.

В 1773 году гильдия святого Луки прекратила свое существование, пе­редав все свои архивы и художественные коллекции академии — своей законной наследнице. Имен­но собрание гильдии (а с 1773 года — академии) легло в фундамент буду­щего Королевского музея изящных искусств.

Большой вклад в создание музея внес Флорент ван Эртборн (1748— 1840), который в 1817—28 годах был бургомистром Антверпена (именно его стараниям во многом обязан го­род быстрым восстановлени­ем    после    Наполеоновских войн). Последние годы своей жизни бывший бургомистр посвятил изучению живописи и собиранию предметов искус­ства. Будучи патриотом,  он страстно любил старых нидерландских мастеров, мало кого интересовавших в то время. За сравнительно небольшие деньги он купил более ста по­лотен,   составляющих   ныне красу и гордость Королевско­го музея. Согласно завещанию Флорента ван Эртборна, кар­тины, приобретенные им, пос­ле его смерти перешли в собственность антверпенской художественной академии. Среди 115 полотен, составивших его коллекцию, были работы Яна ван Эйка, Ганса Мемлинга, а также четыре картины, приписываемые Рогиру ван дер Вейдену.

К середине XIX века коллекция академии разрослась настолько, что ей потребовалось отдельное здание, которое решено было выстроить в неоклассическом стиле. Строитель­ство нового музея продолжалось бо­лее десяти лет, и в 1890 году Короле­вский музей изящных искусств распахнул свои двери перед первы­ми посетителями.

Бельгийские сокровища

Королевский музей изящных искусств, Антверпен
Поклонение волхвов
Рубенса из собрания Королевского музея изящных искусств.

Хотя в Королевском музее изящных искусств можно увидеть работы многих английских, французских, немецких и итальянских мастеров (в том числе — работы великого итальянца Антонелло да Мессина), лучше всего здесь, конечно же, представлено творчество бельгийских художников. Особенно впечатляет коллекция картин старых мастеров нидерландской и фламандской школ, в которую входят как полотна Яна ван Эйка, Квентина Массейса и Рогира ван дер Вейдена (именно в Королевском музее изящных искусств находится знаменитый триптих Рогира «Семь таинств», а также «Портрет Филиппа де Круа»), так и работы более «поздних» Рубенса, Ван Дейка и их современников. Есть в Королевском музее и картины современных бельгийских художников. В частности, довольно полно представлен здесь Рене Магритт, известный сюрреалист. Кроме того, музей располагает очень неплохим собранием голландской живописи XVII столетия.