Абрамцево, заповедное место отечественной культуры, сохранило для нас память о многих выдающихся мастерах. В XIX веке именно здесь собирались новые художественные силы, менявшие «ландшафт» русского искусства.
Наиболее солидная коллекция произведений М. Врубеля хранится в Москве, в Третьяковской галерее. Несколькими шедеврами художника гордится и петербургский Русский музей. Отдельные его картины и рисунки экспонируются в музеях и галереях Саратова, Кирова, Новгорода, Рязани, Одессы. Выделяется в этом ряду музей-заповедник «Абрамцево» в Подмосковье.
Старый дворянский дом в Абрамцеве, где теперь располагается центральная экспозиция музея.Наверху: Церковь Спаса Нерукотворного, возведенная в начале 1880-х годов по проекту В. Васнецова.
С Абрамцевом связаны судьбы многих выдающихся деятелей русской культуры XIX века. Все началось с того, что это имение в 1843 году купил Сергей Тимофеевич Аксаков (1791—1859). Давно уже Н. Гоголь, слушая живописные рассказы Аксакова, призывал его взять перо в руки. Оказавшись в Абрамцеве, этом, по его собственным словам, «раю земном», тот наконец решился попробовать себя в литературе. И… в очень скором времени превратился в знаменитого писателя. Предложив публике одно за другим написанные в Абрамцеве сочинения «Записки об уженье», «Записки ружейного охотника», «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания», он явился создателем нового жанра в русской литературе — жанра, условно говоря, лирической повести с элементами автобиографии.
С. Т. Аксаков всегда находился в центре московской литературно-художественной жизни. Перебравшись в Абрамцево, он в некотором смысле перенес этот центр именно сюда. Здесь у него подолгу гостил вечно бездомный Гоголь, часто приезжали в Абрамцево И. Тургенев, М. Щепкин, А. Хомяков, Ю. Самарин, М. Погодин, Н. Загоскин. Долгими вечерами велись споры о судьбах России — сама древняя земля Радонежа, помнившая любимейшего русского святого, Сергия Радонежского (Троице-Сергиевская лавра находилась в 12-ти верстах от Абрамцева), как бы благоволила этим спорам. Аксаков, не одобрявший «мессианских» устремлений позднего Гоголя, уговаривал его вернуться к художественному служению и закончить «Мертвые души». Написанные главы второго тома «Мертвых душ» Гоголь читал вслух считанное число раз — однажды это случилось именно в Абрамцеве. Здесь формулировались основные идеи славянофильства — два сына Аксакова, Константин и Иван, были виднейшими его деятелями.

Савва Иванович Мамонтов (1841—1918), купивший Абрамцево в 1870 году у дочери С. Аксакова, Софьи Сергеевны, утверждал, что дух старика Акасакова продолжал и при нем витать в доме. Мамонтов превратил имение в Мекку для русских художников и музыкантов. Здесь подолгу жили и работали И. Репин, В. Суриков, В. Поленов, братья Васнецовы, М. Врубель, И. Левитан, К. Коровин, В. Серов… У Репина в Абрамцеве во время одного из вечерних чтений возник замысел его «Запорожцев», В. Васнецов создал в мамонтовском имении практически все свои знаменитые полотна («Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке» и др.). Мамонтов не трогал старого дома, ведя при этом довольно интенсивное строительство в самом имении. Уже в 1873 году была возведена «Мастерская» для художников, чуть позже — «Теремок» (в соответствующем названию духе). В. Васнецов «соорудил» для детей хозяина «Избушку на курьих ножках».
В начале 1880-х годов по проекту В. Васнецова недалеко от главного дома построили церковь Спаса Нерукотворного — в традициях древнерусской архитектуры. Оформлением храма руководил В. Поленов. В 1890 году рядом — над могилой рано умершего сына Мамонтова, Андрея, — поднялась изящная часовня, в которую из церкви пробили дверь. Чуть позже здесь появилась врубелевская печь с керамическим зеркалом «Павлины».
С наступлением лета жизнь в Абрамцеве начинала бить ключом. Приезжавшие живописцы селились в главном доме, в специально построенных студиях, снимали дачи в окрестных деревнях. Царила атмосфера всеобщей влюбленности и постоянного творческого горения. Обсуждались новейшие идеи, велась ироническая «Летопись сельца Абрамцева», возрождались народные ремесла…
Все кончилось в 1899 году — с катастрофой, постигшей хозяина имения, и последовавшим за ней его разорением.

После революции, в 1918 году, — по специальному постановлению Совнаркома — в Абрамцеве был организован музей. В конце 1970-х годов его реорганизовали, увеличив территорию заповедника почти в восемь раз и приступив к работам по восстановлению первозданного ландшафта. Абрамцево — одно из самых популярных мест в России из всех посещаемых туристами и любителями искусства.
Савва Мамонтов
Современники называли его русским Медичи, недвусмысленно определяя тем самым его место в тогдашней русской культуре. Он прожил необыкновенно насыщенную жизнь. Окончилась она крахом — в 1899 году С. Мамонтова арестовали, предъявив обвинение в хищениях. Через год его оправдали, принудив тем не менее выплачивать огромный штраф. Он был разорен, все его ценности и принадлежавшие ему произведения искусства пошли с молотка. При этом вклад С. Мамонтова в собирание русского искусства остается неоспоримым. «Савва Иванович, — вспоминал В. Васнецов, — не был в тесном специальном смысле художник, певец или актер, или скульптор, хотя лепил много и очень удачно, и интересно, а была в нем какая-то электрическая струя, зажигающая энергию окружающих. Бог дал ему особый талант возбуждать творчество других».
Похожее
Королевский музей изящных искусств, Антверпен
Вилла Барбаро, Мазер
Маурицхейс, Гаага