Искусство

История искусства

Ян Вермеер

Ян Вермеер

Обстоятельства жизни Вермера не слишком-то способствовали занятиям живописью. Имея большую семью, он постоянно вынужден был сражаться с материальными затруднениями. Все это, однако, не помешало ему стать одним из самых выдающихся голландских художников XVII века.

Ян Вермер (в другой транскрипции — Вермеер) Делфтский — самый загадочный из всех голландских живописцев. Слава его уступает, пожалуй, только славе Рембрандта, а, между тем, о его жизни и творческом пути мы почти ничего не знаем. У кого учился Вермер? Как складывались его отношения с собратьями по цеху? Выезжал ли он когда-либо за пределы Голландии? Ответы на эти и многие другие вопросы сокрыты во мгле веков. Не сохранилось ни писем художника, ни воспоминаний современников о нем, ни набросков к картинам. Более того, невозможным представляется даже установление точной хронологии творчества Вермера, поскольку датировано лишь две его работы. Удручающая скудость информации о мастере объясняется тем, что после его смерти о нем почти забыли и вспомнили только в середине XIX столетия. Отец Яна Вермера занимался ткачеством, содержал гостиницу и торговал картинами. Последнее обстоятельство подтверждается записью в «учетной книге» Гильдии святого Луки за 1631 год.

Точную дату рождения Вермера нам, видимо, не придется узнать никогда. Известна лишь, как водится, дата крещения второго сына ткача, владельца гостиницы и перекупщика картин — 31 октября 1632 года. Утешительно то, что в те старые добрые времена детей крестили вскоре после рождения, поэтому можно утверждать, что Вермер появился на свет в октябре месяце. О детстве будущего живописца также не сохранилось никаких сведений, хотя не приходится сомневаться в том, что оно было полно разнообразных впечатлений — учитывая род занятий Вермера-старшего. Делфт в ту пору был весьма оживленным городом, и в его гостиницах и гостиничках всегда толокся самый разный люд.

Не менее занимательными, чем постояльцы отца, должно быть, казались мальчику и другие его клиенты — художники, часто приходившие в дом Вермеров со своими картинами, предназначенными на продажу. В начале 1640-х годов именно торговля картинами приносила Вермерам основной доход. Именно это, скорее всего, и подтолкнуло впоследствии Яна Вермера последовать примеру отца и также заняться торговлей произведениями местных живописцев.

Самый ранний документ, имеющий непосредственное отношение к герою нашего выпуска, датирован 29 декабря 1653 года. Это регистрационная запись в книге Гильдии святого Луки, где Вермер означен как мастер живописи. Как правило, для получения этого звания требовалось шесть лет учиться у какого-либо известного живописца, поэтому можно предположить, что изучать азы своего ремесла Вермер начал в конце 1640-х годов. В чьей мастерской проходили годы его обучения, как уже говорилось, мы не знаем. Несомненно одно: очень большое влияние на формирование стиля молодого живописца оказал Карел Фабрициус (1622-1654), талантливейший ученик Рембрандта, трагически погибший при взрыве пороховых складов в Делфте.

Некоторые исследователи предполагают также, что одним из учителей Вермера мог быть Леонард Брамер. В пользу этого предположения свидетельствует подпись, поставленная Брамером в 1653 году на одном из документов, касающихся брака Вермера. Это, несомненно, говорит о том, что между двумя художниками существовали близкие отношения. Другие историки искусства, впрочем, отвергают самую мысль о том, что герой нашего выпуска мог чему-либо учиться у Брамера, справедливо утверждая, что манера последнего не наложила никакого отпечатка на стиль Вермера. Правда, до нас не дошли фрески Брамера. Кто знает — быть может, именно они произвели неизгладимое впечатление на начинающего живописца?

В октябре 1652 года умер отец Вермера. На плечи молодого художника (даже еще не мастера) легли заботы и о гостинице, и о главном семейном деле — торговле картинами. Мало того, в скором времени наш герой решил жениться и выбрал в невесты девушку по имени Катарина Больнее, происходившую из богатой католической семьи. Мать девушки не желала этого брака (и ее можно понять, ведь жених был так юн и, прямо скажем, не вполне обеспечен), и все же 20 апреля 1653 года Ян Вермер и Катарина Больмес обвенчались. Венчание происходило, по всей видимости, в католической церкви, поскольку теща художника и слышать ничего не хотела о том, чтобы ее дочь стала протестанткой. И Вермеру пришлось перейти в католичество. Об этом свидетельствуют две сугубо католические картины, написанные им в этот период, — «Святая Праксия» и «Христос в доме Марфы и Марии». Этим художник окончательно завоевал расположение несговорчивой матери своей невесты. Впоследствии она выделила молодоженам 300 гульденов и позволила первое время жить в своем доме («первое время» растянулось до 1660 года).

Женившись на Катарине Больнее, художник не только приобрел нежную и заботливую супругу с хорошим приданым, но и породнился с Абрахамом Блумартом (1564-1651), известным голландским живописцем. Некоторые его картины хранились в доме тещи Вермера.

Кроме последнего обстоятельства и драматической истории с венчанием, о семейной жизни Вермера нам ничего не известно. Можно прибавить лишь то, что Господь щедро одарил супругов детьми. Согласно церковным записям, Катарина произвела на свет не менее пятнадцати детей, четверо из которых умерли в младенчестве. Содержание такой большой семьи, разумеется, требовало от Вермера недюжинных усилий и практической сметки.

Не менее туманное представление имеют историки искусства о творческом пути мастера. Предполагается, что он довольно быстро добился успеха и признания. Об этом говорит тот факт, что в 1662 году его избрали главой делфтской Гильдии святого Луки. Позже, в 1670 году, он был переизбран на этот пост. А в 1672 году Вермера направили в Гаагу, где он должен был высказать мнение о дюжине привезенных из Италии картин. Отзыв Вермера сохранился. Картины ему не понравились. Остается только гадать — послали его в Гаагу как художника или как опытного перекупщика произведений живописи?

Дошедшие до нас отзывы современников о творчестве Вермера можно пересчитать по пальцам. Руководствуясь этими немногочисленными свидетельствами, мы можем установить, что герой нашего выпуска работал очень неторопливо и старательно. Затрачивая на картину много сил и времени, он запрашивал за нее довольно высокую цену (о, сколь ничтожна показалась бы она нынешним коллекционерам!), давать которую никто не торопился. Щедрые ценители искусства находились крайне редко. Не слишком хорошо шла и торговля картинами. У Вермера, по-видимому, не было и малой толики отцовских коммерческих способностей. В итоге получалось, что художник часто оставался без гроша в кармане, а это в его семейных обстоятельствах было роскошью непозволительной. Приходилось брать деньги в долг, а затем отдавать в уплату свои картины.

В 1672 году и это шаткое финансовое равновесие нарушилось. В Голландию вошли французские войска. Начавшаяся война нанесла сокрушительный удар по экономике страны. И едва ли не более всех прочих ее сфер пострадал рынок произведений искусства. Теперь торговля картины стала и вовсе убыточным предприятием. Оказавшись в тисках нужды, Вермер вынужден был продать фамильный дом, где прошло его детство, и взять в долг огромную сумму денег — 1000 гульденов. Последнее событие относится к июлю 1675 года. А спустя пять месяцев живописец скончался на сорок четвертом году жизни. Его вдова осталась в долгах, с одиннадцатью детьми на руках (из коих лишь один достиг к тому времени совершеннолетия). Бедственное положение вынудило ее отдать в уплату долгов почти все картины мужа.