Искусство

История искусства

Маурицхейс

Маурицхейс, Гаага

В этом элегантном особняке XVII века находится сейчас один из лучших европейских музеев.

Маурицхейс
Маурицхейс был построен по проекту Якоба
ван Кампена, большого поклонника великого
итальянского архитектора Андреа Палладио.

Как мы знаем, наследие Вермеера невелико, и потому лишь немногие галереи могут похвастать тем, что в их собрании имеется хотя бы одна картина мастера. Самая большая коллекция полотен Вермеера находится в Государственном музее в Амстердаме, однако многие считают все же, что лучшим собранием его работ располагает музей Маурицхейс. Во-первых, картины Вермеера выставлены здесь в особняке XVII века, построенного при его жизни (это не так уж мало значит, ведь художник, работая над своими полотнами, ориентировался на совершенно определенный интерьер). Во-вторых, Гаага — это один из немногих городов, где наверняка побывал художник. И, наконец, именно в музее Маурицхейс хранится знаменитый «Вид Делфта».

Обратимся к истории музея. В 1631 году Йохан Морите ван Нассау (1604—1679) купил земельный участок, служивший прежде огородом, и нанял архитектора Якоба ван Кампена, чтобы тот построил здесь особняк, который «поразил бы всех роскошью и богатым убранством».
Граф Нассау не собирался никому пускать пыль в глаза. Он действительно был очень и очень богатым человеком. С 1636 по 1644 год он занимал пост губернатора голландской колонии в Бразилии. Кроме того, он сумел расширить зоны влияния знаменитой Вест-Индской компании, захватив ключевые укрепления на запад¬ном берегу Африки, что сделало более безопасными торговые пути, связывавшие его родину с юго-восточной Азией.

Маурицхейс
Лишь в начале XX века было точно установлено, что картину «Диана с нимфами» написал Вермер.

Во время строительства особняка граф Нассау присылал из Бразилии сахар, которым архитекторы расплачивались с производителями строительных работ, благодаря чему Маурицхейс тогда же получил прозвище «Сахарный дворец». Кроме того, из Бразилии была доставлена экзотическая древесина, пошедшая на отделку комнат. Наконец, возвратился из Южной Америки и сам граф, привезший с собой большую коллекцию диковин, вольготно разместившуюся в залах нового дворца.

Постоянно переезжая с места на места и не имея времени жить в своем особняке, граф Нассау разрешил властям отдавать Маурицхейс во временное пользование знатным иностранцам (в 1660 году, например, в особняке останавливался Карл II). Эта практика сохранилась и после смерти графа. Как правило, временными обитателями особняка становились прибывавшие в Голландию посланники, а в 1704 году здесь останавливался герцог Мальборо. Именно во время его пребывания в особняке случился пожар. К счастью, огонь пощадил каркас здания, а его интерьеры были восстановлены на деньги, вырученные благодаря специально организованной лотерее.

На протяжении всего XVIII века Маурицхейс использовался не совсем по назначению — как казарма и пересыльная тюрьма, а его подвалы были сданы в аренду некому вино-торговцу. Только в начале XIX века зданию нашли более достойное применение. В 1807 году в нем разместилась Национальная библиотека, а вслед за ней — Королевская картинная галерея.

Маурицхейс
«Урок анатомии доктора Тульпа» (1632) кисти Рембрандта — одна из самых знаменитых картин в собрании галереи.

Произошло это событие в 1815 году, когда в Голландию вернулись 200 полотен, которые в 1795 году вывезла из страны армия Наполеона. Сначала предполагалось, что галерея будет мирно соседствовать с Национальной библиотекой, но в 1820 году помещение было выкуплено под галерею полностью. Еще спустя два года Маурицхейс открыл свои двери для посетителей.

Крупнейшим единоличным дарителем галереи стал первый конституционный монарх Нидерландов Вильгельм I. За время правления Вильгельма собрание музея пополнилось полотнами, составляющими ныне его славу. Среди них можно назвать «Вид Делфта» Вермеера, а также «Урок анатомии доктора Тульпа» Рембрандта.

Кроме «Вида Делфта», в музее Маурицхейс находятся еще такие картины Вермера, как «Девушка с жемчужиной» и «Диана с нимфами». Портрет «Девушка с жемчужиной» — этот подлинный шедевр — отошел музею в 1902 году по завещанию коллекционера Арнольда де Томбе. В свое время он купил эту картину… за два гульдена.

Скромные размеры особняка обусловливают относительно не-большой объем музейной экспозиции. В последнее время, правда, ведутся разговоры о грядущем расширении экспозиции, но это станет возможным лишь после того, как закончится строительство подземных залов музея.

Якоб вам Кампен

Маурицхейс
Королевский дворец (Бывшая городская ратуша) в Амстердаме, построен по проекту Якоба ван Кампена. Фотография начала ХХ века.

Якоб ван Кампен, виднейший представитель голландского классицизма, родился в Харлеме, но его стиль сложился под влиянием итальянской школы. Говорят, что он учился некоторое время в Италии, но эта версия по сию пору не имеет доказательств. Как бы там ни было, даже на примере особняка Маурицхейс легко увидеть, что кумиром голландского архитектора был Андреа Палладию. Заказ на строительство особняка Якоб ван Кампен получил приблизительно в 1633 году, а уже через два года, в 1635 году, строительство было окончено. Маурицхейс считается лучшим (хотя и не самым крупным) произведением архитектора. Несколько позже Якоб ван Кампен построил здание городской ратуши (ныне — королевский дворец) в Амстердаме. Архитектор был очень богатым и, как свидетельствуют современники, образованным человеком. Однако, несмотря на то, что он пользовался всеобщим уважением, находилось не так уж много людей, желавших работать с ним, ибо, по воспоминаниям все тех же современников, Якоб ван Кампен обладал совершенно несносным характером.