Искусство

История искусства

Морис Утрилло



Воспевший Монмартр


У Мориса Утрилло было два излюбленных сюжета - церкви и улочки его "малой родины", Монмартра. В течение всей жизни художник не переставал восхищаться архитектурой, перспективой и видами любимого Парижа.

    Еще при жизни Морис Утрилло прославился своими полотнами с видами парижских улиц (и в первую очередь, окрестностей Монмартра и северных пригородов), написанных в непосредственной манере. Работы художника сохранили для нас извилистые переулки, площади и скверы большого города такими, какими они были в начале XX века. Несмотря на то, что Утрилло жил и работал в самом богемном квартале, его творчество ничем не напоминает нам о кипевших в то время страстях, связанных с зарождением новых течений в искусстве. Всем новациям он предпочитал прямое и ясное отражение действительности.

    Азам рисунка его научила мать, после чего Морис самостоятельно познавал законы изобразительного искусства. Он не хотел ни учиться в художественной школе, ни даже посещать выставки и галереи. Утрилло оставался равнодушным к любым модернистским экспериментам. Познания этого самоучки о современных тенденциях в живописи ограничивались лишь рассказами его матери и знакомством с работами художников-импрессионистов Писсарро и Сислея. Их влияние действительно можно наблюдать в картинах Утрилло раннего "импрессионистического периода" (или "периода Монманьи"), для которого характерны сдержанная палитра, дрожащая линия и стремление точно зафиксировать на полотне все подмеченные детали городского пейзажа.

    За годы, проведенные на вилле в Монманьи, Утрилло привык к одиночеству, замкнутый характер мешал ему, двадцатилетнему юноше, свободно общаться с молодыми художниками, окружавшими его на Монмартре. А ведь всего в нескольких шагах от дома, где жил Утрилло, находилось известное в Париже место, прозванное "Плавучей прачечной", где в 1907 году Пикассо начал писать своих "Авиньонских девиц" - картину, буквально взорвавшую художественный мир французской столицы. Именно здесь, в соседстве с Утрилло, зарождалась идеология кубизма, радикально изменившего прежние представления о перспективе и плоскости. Однако общение молодого живописца с Пабло Пикассо и многими другими художниками сводилось лишь к совместному сидению в кафе и продаже картин через одних и тех же перекупщиков.

    Мало интересовался Утрилло и полотнами старых мастеров. Альфред Бар, знавший его, вспоминал: "Я пытался поговорить с ним о живописи, но безуспешно. Казалось, ему вообще нечего было мне сказать. Он не посещал ни музеи, ни картинные галереи. Когда я называл ему имена великих художников прошлого, он смотрел на меня так, словно впервые слышал о них".

    В своем творчестве Морис Утрилло опирался исключительно на интуицию. Возможно, это и есть ключ к разгадке успеха художника, сумевшего сохранить оригинальность мышления и свежесть взгляда. Самыми знаменитыми его картинами стали те, что были написаны в так называемый "белый период", между 1910 и 1914 годами. На всех тех полотнах ясно прочитывается состояние одиночества: на уходящих вдаль улицах или совсем нет людей, или удаляющиеся от зрителя силуэты едва различимы. Именно в то время Утрилло начал писать по памяти и копировать почтовые открытки.

    Далеко не всем критикам и зрителям нравилось то, что он заимствовал сюжеты почтовых открыток, перенося композицию на холст с помощью линейки и циркуля. В результате возникала сложная паутина линий, в которой, как многие считали, терялось непосредственное восприятие окружающей действительности. Это лишало картины жизненной правды. Торговавшие произведениями искусства возмущались: "Его сухой стиль раздражает". Манера Утрилло на протяжении всей его жизни не слишком менялась, оставаясь почти однообразной. Этим он отличался от большинства художников-современников, чья художническая жизнь была полна затейливых стилистических зигзагов. Таким образом, когда говорят об "импрессионистическом периоде" ("периоде Монманьи") (1903-10), или "белом периоде" (1910-14), или "цветном периоде" (1914-30), или позднем периоде (1930-55) творчества художника, то в первую очередь обращают внимание на изменение палитры и мелкие детали. Но не уловить коренных перемен. Объясняется это, в большой степени, постоянством любви Утрилло к Парижу, к Монмартру, диктовавшей ему одни и те же сюжеты. Такая "моносюжетность", кстати, стала причиной того, что Утрилло всегда был одним из самых "подделываемых" мастеров.

    Это началось еще при жизни Утрилло, живописца не раз приглашали посмотреть на неподписанные или сомнительные полотна, приписываемые ему. После смерти художника, в 1980-х годах, по мировым аукционам прокатилась новая волна подделок, на которых красовалась "подпись" мастера. Впрочем, какие-то из этих картин, возможно, и в самом деле были его творениями, но выделить их чрезвычайно сложно, поскольку Утрилло никогда не заботился о том, чтобы защитить свое авторство, а скорее всего, даже не помнил многие из тысяч своих произведений,

    Большое количество подделок свидетельствует не только о том, что живописную манеру Утрилло легко имитировать. Просто выбранные художником сюжеты были были очень популярны и до сих пор пользуются спросом. На первый взгляд, красочные, ностальгические виды парижских окраин, написанные художником-самоучкой, могут показаться старомодными, однако именно такая живопись оказывает огромное эмоциональное воздействие на зрителя, душа которого жаждет простоты и искренности, а не вычурности и искусственности.

Назад К списку картин