Искусство

История искусства

Морис Утрилло



Портреты Парижа


После себя Морис Утрилло оставил три портрета, один натюрморт, несколько цветочных композиций и около трех с половиной тысяч полотен с видами Парижа.

    Морис Утрилло родился 26 декабря 1883 года в Париже. Его мать, Мари-Клементина Валадон, в юности была цирковой акробаткой, в пору рождения ребенка (ей тогда едва исполнилось восемнадцать) зарабатывала как натурщица, пока, наконец, взяв себе имя Сюзанна, сама не занялась живописью. Девушка позировала художнику-символисту Пьеру Пюви де Шаванну, импрессионистам Огюсту Ренуару и Анри де Тулуз-Лотреку, ее образ сохранился на рисунках Эдгара Дега.
Морис Утрилло
Улица Мон-Сени на Монмартре. Фотография сделана в 1920 году.


    Как анекдот до нас дошла история о том, как однажды за обедом Сюзанну спросили, кто же отец Мориса. "Сама не знаю, чья это работа, - ответила она, - то ли Пюви де Шаванна, то ли Ренуара". Тогда поднялся Мигель Утрилло-и-Молинс, друг Сюзанны, испанский художник и критик, одним из первых заговоривший о таланте Пикассо, и сказал, галантно наклонив голову: "Для меня было бы честью поставить свою подпись под работой любого из этих выдающихся художников". В апреле 1891 года Мигель усыновил Мориса, после чего навсегда исчез с горизонта матери и сына. Надо заметить, что Морис сперва не испытывал особой радости от новой фамилии. Когда он занялся живописью, первые картины подписывал "Морис Валадон". И только с 1910 года его подпись видрзменилась в "Морис Утрилло. В.".

    Воспитанием юного Мориса занималась бабушка. С самого детства мальчик отличался невероятно буйным нравом, и для того, чтобы хоть как-то утихомирить его, та давала внуку вина. Так еще с колыбели Морис оказался до болезненности привязан к алкоголю. В 1896 году Сюзанна вышла замуж за богатого юриста Поля Муси и переехала вместе с сыном с Монмартра на виллу в Монманьи, северный пригород Парижа. Поскольку Морис учился в колледже, который находился на Монмартре, ему приходилось каждый день совершать путешествие из Монманьи на Монмартр и обратно, причем очень часто его подвозили ехавшие на работу в Париж штукатуры. Вместе с ними подросток был вынужден останавливаться у винных погребков, так что вскоре он начал появляться дома пьяным.

    В 1900 году отчим забрал Мориса из школы, решив, что, если не заставить пасынка работать, он окончательно сопьется. Впрочем, из этой затеи ничего хорошего не вышло: Морис менял работы - и продолжал пить. Ему исполнилось только восемнадцать лет, когда у него случился первый приступ белой горячки. Почти два месяца он провел в лечебнице. Врач порекомендовал молодому человеку заняться рисованием, чтобы отвлечься от недуга.
Морис Утрилло
На этой фотографии 1926 года Сюзанна Валадон запечатлена в мастерской за работой над одним из своих полотен.


    Поначалу Морис взялся за кисть весьма неохотно, но к двадцати годам успел написать не менее сотни пейзажей Монманьи. Начинающий художник работал в технике импасто, что позволяло ему завершать картины за каких-нибудь два-три часа. То был ранний "период Монманьи". Вилла родителей стояла на вершине холма, и из окна юноши открывался прекрасный вид. Эту панораму Морис запечатлел в ряде работ, в том числе - в знаменитых "Крышах Монманьи".

    Утрилло вновь оказался на Монмартре, когда его мать рассталась с мужем. Он увлеченно принялся исследовать улочки своей "малой родины". Наиболее яркими его картинами того времени, "периода Монмартра", стали "Сквер святого Петра, Монмартр" и "Улица Лепик и Мулен де ла Галет".

    Неподалеку от дома, в котором поселился Утрилло, прежде жили Огюст Ренуар, Поль Гоген, Винсент Ван Гог, а буквально за углом, на улице Корто. стоял знаменитый "Бато-Лавуар" ("Плавучая прачечная") - ветхий, почти развалившийся дом, названный так за внешнее сходство с лодками, с которых парижские прачки стирали в Сене белье. Под крышей "Плавучей прачечной" обитала большая компания художников и писателей.
Морис Утрилло
Утрилло со своей женой. После свадьбы супруги переехали в респектабельный парижский пригород.


    Несмотря на такое соседство, Утрилло восхищался лишь работами импрессионистов Камиля Писсарро и Альфреда Сислея, а близок был только с Альфонсом Куизе (1885-1955) и Амедео Модильяни (1884-1920). Как и Утрилло, Куизе нравилось писать парижские предместья, особенно при утреннем и вечернем освещении. Они часто работали вместе, подолгу сидели рядом и молчали. Иной характер носила дружба Утрилло с Модильяни. Достаточно небольшого примера: Морис сбежал из лечебницы, чтобы с Модильяни провести ночь в пьяном веселье. Однажды Модильяни назвал Утрилло великим художником, но тот ответил, что Амадео выше него. Хотя бы потому, что способен выпить больше вина.

    Перекупщики картин часто цинично пользовались слабостью Утрилло, расплачиваясь с ним за полотна парой бутылок вина. Те маленькие по формату наброски, которые Морис писал прямо в кафе, так и называли "Утрилло из бистро". В 1909 году один из таких "ценителей" творчества художника всего за 300 франков оговорил право ежемесячно первым выбирать новые работы. Конечно, это была нечестная сделка, однако именно благодаря этому человеку до нас дошли многие ранние картины Утрилло.

    В том же году художник впервые осознал, что его произведения действительно пользуются славой: они с успехом были встречены в Салоне. Тогда же Утрилло перестал писать на пленэре, а начал использовать в качестве изобразительного материала открытки и фотографии, копируя запечатленные на них виды французской столицы. Это позволило ему расширить временные рамки своих работ (например, в 1916 году он написал улицу Мон-Сени такой, какой она была за 50 лет до этого, использовав почтовую карточку, выпущенную в 1870 году).

    К 1910 году палитра Утрилло стала светлее - начался "белый период" его творчества. К 1914 году художник вступил в "цветной период", который продлился аж до 1930-х годов. Между тем его жизнь нельзя было назвать светлой. В 1916 году после очередного приступа белой горячки он оказался в сумасшедшем доме. Даже положительные отзывы критиков в декабре 1919 года, когда 46 картин Утрилло были выставлены в одной из парижских галерей, не "смягчили" течения его болезни - он продолжал пить и регулярно становился пациентом теперь уже психиатрических клиник. В 1924 году Утрилло в очередной раз арестовали за пьяный дебош, в полиции он предпринял попытку самоубийства. После этого случая Сюзанна Валадон на деньги, накопленные от продажи картин сына, приобрела виллу Сен-Бернар неподалеку от Лиона и увезла туда Мориса - подальше от Монмартра и его соблазнов.

    Зримым знаком признания Утрилло стали опубликованная в 1925 году книга, посвященная его творчеству, и его персональные выставки, организованные в Париже, Лионе, Брюсселе. По заказу Сергея Дягилева он создал декорации и костюмы для балета Джорджа Баланчина "Барабо" - премьера спектакля в постановке труппы "Русского балета" прошла в Лондоне 11 декабря 1925 года. В 1928 году художник был награжден орденом Почетного легиона.

    На протяжении более сорока лет Утрилло находился под контролем матери. 23 апреля 1935 года Утрилло женился на бывшей актрисе Люси Повель, вдове бельгийского банкира. Он познакомился с Люси и ее мужем в 1919 году - супруги Повель увлекались живописью и восхищались работами как самого Утрилло, так и Сюзанны Валадон. После свадьбы молодожены поселились на вилле в респектабельном пригороде Парижа. Вилла была окружена огромным садом, здесь нашлось место и для мастерской, и для семейной часовни, ведь с годами художник стал более религиозен.

    В 1937 году прошли его персональные выставки в США, Англии, Германии, в 1942 году - в Швейцарии, в 1950 году была устроена ретроспективная выставка работ Утрилло в рамках Венецианского биеннале. В "Комеди Франсез" состоялась премьера оперы Постава Шарпантье "Луиза" с декорациями и костюмами Мориса Утрилло.

    Поздней осенью 1955 года художник отправился на юго-запад Франции - в городок Дакс, неподалеку от французско-испанской границы, - намереваясь провести там зиму. 5 ноября у Утрилло диагностировали острое воспаление легких, оказавшееся смертельным, - он в течение нескольких часов буквально "сгорел". Тело Утрилло родные перевезли на Монмартр, похоронив на кладбище Сен-Винсен, расположенном в нескольких шагах от любимого кафе художника "Резвый кролик".

К списку картин Продолжение