Искусство

История искусства

Данте Габриэль Россетти



"Старший брат" прерафаэлитов


Идеализированные женские образы Россетти стали самыми знаменитыми образцами творчества прерафаэлитов. Стиль художника в полной мере отвечает его любви к средневековой литературе и искусству раннего Возрождения

    Данте Габриэль Россетти не получил сколько-нибудь систематического художественного образования. Несколько лет он занимался в художественной школе, затем около года провел в стенах Королевской Академии. От этого периода не сохранилось ничего, кроме нескольких рисунков. Все они правильны с технической точки зрения, но напрочь лишены оригинальности.

    Только покинув Академию, Россетти начал становиться тем, кем он и стал впоследствии, - одним из самобытнейших живописцев своего времени. Две первые "прерафаэлитские" картины ("Слуга Господня" и "Юность Марии") он создал, когда ему было двадцать лет. Обе они написаны маслом. До этого Россетти был знаком с техникой масляной живописи лишь теоретически, поэтому ему пришлось постоянно обращаться за советами к Уильяму Холмену Ханту - благо работали они тогда в одной мастерской. Но уже тогда Россетти, с благодарностью принимая рекомендации друга, следовал далеко не всем из них, а отбирал только те, что отвечали его стилистике.

    Художник и поэт Уильям Белл Скотт (1811-1890) имел возможность наблюдать за тем, как писал Россетти. Он отметил, что, работая маслом, художник использовал очень тонкие акварельные кисти и наносил краску "почти прозрачными слоями поверх белой грунтовки, благодаря чему она приобретала невероятную прозрачность". Россетти пытался (хотя, впрочем, это могло получаться у него и неосознанно) имитировать чистый цвет, характерный для фресок раннего Возрождения, отказываясь от насыщенного цвета и приглушенных тонов, свойственных масляной живописи.

    Как уже говорилось, первой "официальной прерафаэлитской работой" Россетти стала "Юность Марии" (на ней впервые появляется аббревиатура "Братства прерафаэлитов" - РКВ). Эта картина была представлена публике в марте 1849 года и куплена маркизом Батом, другом семьи Россетти. за 80 фунтов стерлингов. Благоприобретенные фунты Россетти моментально потратил - вместе с Хантом совершил путешествие по Бельгии и Франции. В Бельгии он впервые увидел работы старых фламандских мастеров, произведшие на него неизгладимое впечатление. Особенно близки его сердцу оказались Ян ван Эйк и Ханс Мем-линг.

    Возвратившись с континента, Россетти и Хант отправились на этюды в Кент. Погода стояла отвратительная, и наш герой, привыкший к комфортабельной жизни и теплой мастерской, раз и навсегда решил, что пейзажная живопись - не его призвание. Нужно было искать что-то другое. Сначала Россетти хотел сосредоточиться на библейских сюжетах и продолжить линию, начатую "Юностью Марии" и "Слугой Господней". Но затем он понял, что и Священное Писание его не вдохновляет. Оставалось последовать семейной традиции и обратиться к творчеству Данте.

    "Первая годовщина смерти Беатриче" (1853) стала первой из картин, навеянных художнику биографией и творчеством Данте Алигьери. Кроме того, Россетти вдохновлялся и произведениями других поэтов - Уильяма Шекспира, Роберта Браунинга и Джона Китса. Все акварели, написанные в этот период, искусствоведы причисляют к лучшим работам Россетти. Они не столь совершенны в техническом отношении, как полотна других художников-прерафаэлитов, но этот недостаток с лихвой искупается чудесным "фресковым" колоритом и эмоциональной глубиной.

    В 1856 году Россетти отправился в Оксфорд. Здесь он работал над фресками для здания университетского дискуссионного клуба. Сюжеты их он почерпнул из романа Томаса Мэлори "Смерть Артура". Этот роман очень скоро стал "культовой книгой" прерафаэлитов, потеснив "Божественную комедию" Данте. Оксфордские фрески Россетти, к сожалению, оказались недолговечны, ибо художник совершенно не владел техникой росписи по штукатурке. Очень скоро краски начали осыпаться. Впоследствии фрески отреставрировали, но при этом они настолько видоизменились, что теперь мы можем судить об этих работах нашего героя лишь по сохранившимся акварельным и гуашевым этюдам. Несмотря на эту неудачу, поездка в Оксфорд сыграла большую роль в дальнейшей судьбе Россетти, поскольку здесь он познакомился с Эдуардом Берн-Джонсом и Уильямом Моррисом, которые стали его ближайшими друзьями.

    На протяжении 1850-х годов художник писал почти исключительно акварелью и лишь к концу десятилетия постепенно начал возвращаться к маслу. По мнению Холмена Ханта, именно в конце 1850-х - начале 1860-х годов Россетти вступил в пору творческой зрелости.

    В 1862 году жена Россетти Элизабет покончила жизнь самоубийством. Вскоре после этого трагического события художник приступил к работе над картиной "Беатриче благословенная". "Официально" это полотно посвящено смерти Беатриче, описанной Данте в "Новой жизни", на самом же деле оно стало посвящением Элизабет.

    "Беатриче благословенная" демонстрирует коренные изменения, произошедшие в манере Россетти. Во-первых, она написана маслом. Во-вторых, отличается небольшим форматом. Кроме того, она стала первым из женских поясных портретов, написанных нашим героем. После "Беатриче благословенной" художник создал еще лишь одну картину "по мотивам" произведений Данте - "Сон Данте" (1871). Ее, к тому же, нельзя считать в полном смысле самостоятельной, поскольку в ее основу легла более ранняя акварель на тот же сюжет.

    В 1870-е годы картины Россетти становятся все более чувственными, образы - все более смелыми и пряными. Среди лучших работ этого периода можно назвать "Прозерпину", "Женщину с гирляндой" и "Сирийскую Астар-ту". Стремительно растет популярность художника. За его картины заказчики платят больше, чем за полотна самых известных его современников. Но, несмотря на это, Рос-сетти чувствует себя недооцененным. Депрессии преследуют его. Болезненное самолюбие причиняет все больше мук ему самому и все больше хлопот - его близким. В конце концов, его оставляет даже Джейн Моррис - его бессменная модель на протяжении семи лет.

    К концу жизни Россетти обладал огромным состоянием и был знаменит и как художник, и как поэт. Увы, живописцу не удалось в полной мере насладиться ни богатством, ни славой. Его крепкий от природы организм не выдержал неравной битвы с алкоголем и наркотиками. В конце 1870-х годов он уже не интересовался искусством, почти не общался с друзьями, да и из дому, по большому счету, не выходил, будучи наполовину парализованным. К 1879 году Данте Габриэль Рое-сети почти ослеп и перестал писать. А еще через три года он умер, не дожив и до пятидесяти четырех лет.
Начало К списку картин