Искусство

История искусства

Одилон Редон



Странствия души


В юности художник был подвержен депрессиям и мрачным видениям, но к зрелому возрасту он вполне излечился от своей тоски, что не замедлило сказаться на его творчестве.

Одилон Редон     Одилон Редон родился 20 апреля 1840 года в Бордо, в буржуазной семье. Вскоре после рождения мальчика мать отдала его в деревню, на попечение кормилицы. Это был вполне обычный шаг для того времени. Удивление вызывает другое: то, что подросшего сына родители не спешили брать домой. Его отослали в семейное поместье Пей-рельбад, расположенное в нескольких милях к юго-западу от Бордо. Здесь будущий художник оставался до одиннадцати лет. Некоторые исследователи полагают, что мальчик страдал припадками падучей, и родители именно поэтому долгое время "прятали" его от глаз знакомых и соседей, считая, вероятно, эту болезнь "позором для семьи". Как бы там ни было, сам Редон впоследствии вспоминал о детских годах, проведенных вдали от родных, с неослабевающей горечью.

    В школу Редон пошел лишь в одиннадцать лет, после возвращения к родителям. Учиться он не любил, игры однокашников казались ему грубы и скучны. Большую часть времени он проводил за чтением или рисованьем. Временами на него находила мучительная тоска, усугублявшаяся мыслью о своей "нежеланности" в семье. Внимание родителей Одилона Редона было в то время сосредоточено на его старшем брате, обещавшем стать выдающимся музыкантом. Определившись с "карьерой" первенца, отец решил, что второй сын (герой нашего выпуска) должен стать архитектором, и в 1857 году послал его в Париж - поступать в Школ) изящных искусств.

    Редон провалился на первом же - устном - экзамене и вернулся в Бордо, где стал учиться рисунку у художника-романтика Станислава Горена (1803-1886), познакомившего своего воспитанника с техникой акварели. Через три года здесь же, в Бордо, состоялся дебют Редона - на ежегодной выставке Общества любителей искусств он показал две акварели.

    Приблизительно в это же время старший брат художника вводит его в кружок молодых интеллектуалов. Здесь Одилон Редон знакомится с известным графиком Родольфом Бреденом (и даже некоторое время берет у него уроки) и ботаником А. Клаво, изучавшим связь растений и животных. В этом кружке много говорилось как о политике (более всего молодых людей занимала идея отмены рабства в Америке), так и об искусстве. Именно благодаря своим новым товарищам Редон познакомился с поэзией Шарля Бодлера, произведшей на него большое впечатление.

    Под влиянием Бредена Редон решил стать художником-графиком. В 1860-е годы началось возрождение интереса к гравюре и рисунку, которые долгое время считались второстепенными жанрами в изобразительном искусстве. В 1862 году, при деятельном участии Коро, Мане и Милле, было основано общество офортистов, ставившее своей целью популяризацию гравюры. Это всеобщее увлечение европейцев графикой во многом было спровоцировано их знакомством с искусством Японии.

    Что касается Редона, то он долго не мог найти свое место в бурных потоках художественных направлений тех лет. Будучи болезненно-мнительным человеком, он, по-видимому, не надеялся, что сможет создать что-либо по-настоящему новое. Его ранние опусы - гравюры и рисунки - демонстрируют сильное влияние Бредена, от которого он смог избавиться очень нескоро. О его неуверенности в себе красноречиво говорит следующий факт. В 1868 году картину Редона "Роланд у Ронсеваля" приняла комиссия парижского Салона, но автор в последний момент испугался суда публики и забрал свою работу.

    Переломным в жизни Редона стал 1870 год. Художник записался добровольцем в действующую армию (шла франко-прусская война) и, к удивлению домашних и друзей, проявил себя смелым и стойким воином. Для Франции война закончилась унизительным миром, но Редону она придала уверенности в своих силах.

    Однако и после этого его не оставляли приступы депрессии и мрачные видения. Характернейшей его работой этого периода является рисунок "Падший ангел" (1871), выполненный углем. Чернокрылый Люцифер стоит по грудь в воде и с тоской глядит на плывущую по небу луну. Этот удивительный "портрет дьявола" замечательно иллюстрирует слова Максимилиана Волошина, сказавшего, что "никто до Редона не видел дьявола с таким лицом".

    В марте 1874 года умер отец Редона, и это стало для художника сильным потрясением, хотя он так никогда и не смог изжить свою обиду на него за "бездомные" детские годы. "Я ужасно страдал в те дни, - писал Редон. - Мне показалось, что я оказался на краю бездонной пропасти". Вместе с тем, смерть отца позволила, наконец, герою нашего выпуска полностью посвятить себя искусству.

    Одилон Редон уезжает в Париж, где знакомится и сближается со Стефаном Малларме и Жорисом Карлом Гюисмансом. В это время он работает как художник-график, создает, как он сам выражался, "черноты" - рисунки углем. "Черное, - говорил Редон, - рождается в самых потаенных глубинах души". Порой в "чернотах" воплощались самые удивительные и пугающие видения автора. Один из известнейших рисунков этого времени - "Глаз, подобно странному шару, поднимается в бесконечность" (1878). Воздушный шар (до ужаса похожий на огромный кукольный глаз) летит над печальными, пустынными дюнами и несет на блюде отрезанную голову.

    В 1879 году Редон решился, наконец, выпустить альбом своих рисунков, воспроизведенных литографским способом. Этот альбом, называвшийся "В грезе" ("В мире мечты"), привлек к себе внимание лишь некоторых знатоков живописи и коллекционеров. Вслед за этим циклом последовали и другие - "Эдгару По" ("В честь Эдгара По") (1882), "Истоки" (1883), "Искушение святого Антония" (1888). Все работы этих циклов населены странными существами, наполнены причудливыми образами.

    В 1880 году Редон женился на Камилле Фальт (1852-1923), креолке из французской колонии Реюньон. Этот брак оказался на редкость счастливым, хотя в 1886 году супругам довелось пережить и большое горе - в шестимесячном возрасте умер их первенец. Художник был так подавлен, что некоторое время не мог писать. В 1889 году у него родился второй сын. Его появление на свет помогло Редону излечиться от тоски.

    1890-е годы отмечены постепенным отходом Редона от "чернот". Он все шире экспериментирует с цветом, пытается работать маслом, гуашью, пастелью. Ключевой картиной этого периода искусствоведы считают картину "С закрытыми глазами". Приблизительно в это же время Редон становится непререкаемым авторитетом в группе молодых художников "Наби" (из нее вышли такие живописцы, как Вюйар, Боннар и Дени). В 1899 году Редон выставляется вместе с "Наби" в галерее Дюран-Рюэля. Нужно сказать, что не только Редон оказал влияние на начинающих художников, но и они во многом повлияли на него. Его картины стали более яркими и "плоскостными". Более того, он создал некоторое количество работ, относящихся к области декоративно-прикладного искусства, - в том числе, несколько ширм.

    Материальное положение Редона, между тем, было трудно назвать завидным. В 1897 году пришлось продать поместье Пейрельбад, где прошли детские годы мастера. Оно ушло почти за бесценок, и вырученная за него сумма не могла покрыть всех долгов, накопившихся за ним. Изыскивая способ расплатиться с долгами, Редон начал писать цветочные натюрморты, которые пользовались популярностью и хорошо продавались. В 1907 году он устроил распродажу натюрмортов. Денег, полученных от нее, хватило на погашение всех задолженностей. А в 1904 году государство приобрело картину "С закрытыми глазами", что также способствовало популярности Редона. "Я доволен своей жизнью, - писал мастер в последнее десятилетие своей жизни, - и спокойно иду навстречу судьбе". Умер Одилон Редон 6 июля 1916 года, когда по всей Европе громыхала Первая мировая война.
К списку картин Продолжение