Искусство

История искусства

Одилон Редон



От мрака к свету


В творчестве Редона с удивительной отчетливостью отразился его жизненный путь. Вступив в мир с сердцем неуверенным, снедаемым противоречивыми чувствами и мучительными тревогами, в конце жизни художник пришел к спокойному приятию своей судьбы.

    Стиль Редона постоянно менялся. В молодости художник отдавал предпочтение графике и создавал мрачные "черноты", полные странно-тревожных видений. Впоследствии его работы "просветлели и расцветились". Сам Редон давал такое объяснение этой метаморфозе: "Я понял, что, постепенно разматываясь, лента жизни дарит нам не только печаль, но и радость. Если творчество художника - это песнь о его жизни, то, помимо печальных черно-белых нот, в ней должны звучать хотя бы отдельные красочные нотки радости".

    Редон вовсе не был таким "отстраненным мечтателем", как о нем принято говорить. Конечно, связь его творчества с его душевным состоянием неоспорима, и все же не только внутренние, эмоциональные причины побуждали двигаться мастера в том или ином направлении. Известно, что он пристально следил за новейшими течениями в живописи, изучал новые материалы и технические приемы. Более того, художник старался работать с максимальной выгодой, - и он сам, и его жена неустанно искали новых заказчиков, а к жанру натюрморта Редон обратился почти исключительно ради того, чтобы поправить свое пошатнувшееся материальное положение. Поэтому не стоит считать, что он занимался "искусством ради искусства", прислушиваясь лишь к собственному сердцу, и не обращал внимания на такие "низменные" вещи, как популярность и деньги.

    Что касается образа "мечтательного живописца", то Одилон Редон более или менее сознательно эксплуатировал его, стараясь подчеркнуть свою особенность, отличность от других. Но не нужно упрекать художника в том, что он был не чужд человеческих слабостей, ведь, как мы помним, в юности он страдал болезненной неуверенностью в себе и постоянно боялся, что из него "ничего не выйдет". Именно этим страхом и было, скорее всего, продиктовано его "отмежевание" от масляной живописи. Графика, в которой он решил попробовать свои силы, казалась ему жанром более скромным и, следовательно, не таким "страшным".

    Взгляды молодого Редона на живопись сложились во многом благодаря идеям либерально настроенных интеллектуалов, группировавшихся в Бордо вокруг местной газеты "Жиронд". В 1868 году герой нашего выпуска опубликовал в этой газете обзорную статью, посвященную Салону, в которой выразил свое восхищение работами Курбе и его ученика, юного Мане, но при этом обвинил их обоих в поверхностности. Редон полагал, что Курбе и Мане "игнорируют потаенные, интимные стороны существования, и не понимают, как важно для художника чувствовать, а не просто видеть окружающий его мир". Позже с подобной же критикой он обрушился и на импрессионистов, сочтя их продолжателями традиций реализма в живописи (до известной степени именно так оно и было). Зато с неизменным восторгом отзывался Редон о Камиле Коро, называя его "не только выдающимся художником, художником от Бога, но еще поэтом и мыслителем".

    Но вернемся к "черно-белому периоду" в творчестве самого Редона. Решив стать художником-графиком, он совершил своеобразный "акт отречения" от реализма, господствовавшего в тогдашней живописи. Действительно - что может быть менее реальным, чем мир, сведенный к черному и белому? Кроме того, графика в годы молодости Редона приобретала все большую популярность. И, наконец, именно "главный графический цвет" - черный - долгое время оставался любимым цветом Редона. Он полагал, что этот цвет наилучшим способом подходит для выражения эмоций, и говорил: "Черный - самый важный из всех цветов".

    Редон очень скоро и в совершенстве освоил рисунок углем, а его "черноты" стали классикой жанра. В 1891 году художник создал своего знаменитого "Пегаса" (крылатый конь, нарисованный углем, стремительно поднимается из мрака в сияющую небесную высь).

    Мастер любил повторять, что его "черноты" - это не монохромные рисунки. Толика справедливости в этих словах, безусловно, есть. Во-первых, почти все свои графические работы Редон выполнял на цветной бумаге - чаще всего, на желтой, розовой или голубой. Во-вторых, он нередко добавлял к основному, угольному, рисунку, несколько цветных пастельных штрихов, ненавязчиво оживлявших рисунок. Использовал он и другие трюки. Так, художник прекрасно знал свойство фиксатива на основе смолы - быстро становиться золотисто-желтым. С помощью этого фиксатива он придавал своим работам "старинный" вид.

    Верность графике наш герой хранил довольно долго и перешел к полихромией живописи не вдруг и не сразу. Одна из наиболее показательных работ переходного периода - "С закрытыми глазами" - уже не черно-белая, но еще довольно робкая с точки зрения колорита.

    Причины обращения Редона к полихромной живописи искусствоведы объясняют по-разному. Одни говорят о том, что, взявшись за краски, мастер будто бы "примирился с реализмом". Эта версия выглядит не слишком убедительной, поскольку "цветные" картины Редона не менее фантастичны, чем его черно-белые работы. Другие полагают, что художник "устремился к ярким цветам, как к потерянному раю". Заметим еще, что отход от графики сопровождался "погружением" Редона в новые для него жанры - портрет и натюрморт. Работа в них настоятельно требовала освоения цвета. Последний не был, конечно, чем-то новым для нашего героя, ибо и в период ученичества, и позже он писал акварелью и маслом. А его раннее полотно "Роланд у Ронсеваля" было даже принято комиссией парижского Салона (хотя впоследствии автор отозвал свою работу с выставки).

    Следует указать и на то, что графика Редона пользовалась успехом лишь в очень узком кругу почитателей его таланта и не приносила ему никакого дохода. Выпущенные им серии литографий публика почти не заметила. И, напротив, пастель в конце XIX века была весьма популярна. Начав писать пастелью яркие цветочные натюрморты, Редон вскорости поправил свое финансовое положение. До конца его дней именно цветочные натюрморты приносили ему основной доход.

    Любопытно, что в старости Редон почти боготворил цвет. Так, он с одобрением отнесся к поискам фовистов, чьи работы были "неистовы" по цвету. А вот кубисты, работавшие с приглушенной палитрой, не вызвали у него сочувствия. Мастер счел их творчество слишком "заумным".
Биография К списку картин