Искусство

История искусства

Мазаччо

Томмазо ди сер Джованни ди Симоне Кассаи

От Готики к Ренессансу

Мазаччо называют отцом живописи эпохи Возрождения. Он совершил целый ряд революционных открытий, исследуя пространство и стремясь к созданию объемных образов.

Мазаччо - один из удивительных мастеров Флоренции начала XV века, которых принято считать отцами итальянского искусства эпохи Возрождения. Леон Баттиста Альберти, талантливый архитектор, сформулировавший многие основополагающие идеи Ренессанса, в 1435 году написал трактат "О живописи", в котором коротко, но очень уважительно отозвался о Мазаччо, поставив его рядом с такими выдающимися мастерами, как архитектор Брунеллески и скульпторы Донателло, Джи-берти и Лука делла Роббиа.

Мазаччо уникален еще и тем, что он единственный из художников, кто так мало прожил на свете, но оставил заметный след в истории мировой культуры. Как и Джотто, живший за сто лет до него, как Леонардо да Винчи, пришедший двумя поколениями позже, Мазаччо способствовал прорыву в изобразительном искусстве, уделив огромное значение методу, позволяющему создавать иллюзию объемного пространства, трехмерной формы на плоской поверхности картины. Недаром в своей книге "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев" Вазари разделил историю итальянской живописи на три периода, назвав каждый именем ведущего художника своего времени, Джотто, Мазаччо и Леонардо.

Новаторство Джотто заключалось в его умении придать фигурам беспрецедентный для того времени вес и объем. Это открытие оказало сильнейшее влияние на последующее поколение художников, однако к концу XIV века флорентийская школа живописи вновь начала возвращаться к старому стилю, где преобладало плоское изображение. Большинство современных Мазаччо художников писали именно в такой манере, не проявляя особого интереса ни к колориту, ни к реалистическим деталям. И только Мазаччо развил начинания Джотто. Но если Джотто решал проблемы перспективы и объема исключительно интуитивно, то Мазаччо начал подходить к ним, опираясь на логику и точный расчет, - и в самое короткое время сумел добиться удивительных результатов.

Фундаментом для главного открытия Мазаччо послужили изученные им законы перспективы, одним из исследователей которых был друг художника, архитектор Брунеллески. Другим открытием Мазаччо стала его идея о едином источнике света, благодаря чему возникает светотень, позволяющая представить фигуры и предметы на полотне так, как они выглядели бы при естественном дневном свете.

Перспектива Мазаччо основывалась на оптической иллюзии, когда параллельные линии сходятся по мере удаления от зрителя в одной точке на горизонте, определяя глубину пространства картины. Эффект перспективы был известен художникам и до рождения Мазаччо, однако все они опирались исключительно на свою интуицию. Первым сформулировал метод построения перспективы научно архитектор Брунеллески, который в 1413 году проверил свою гипотезу на двух демонстрационных панелях, где показал перспективу флорентийских зданий. Эти панели, к сожалению, оказались утраченными.

Открытые Брунеллески законы перспективы Мазаччо применил уже в росписи фресок. Самая ранняя из дошедших до нас работ художника - написанный в 1422 году "Триптих Сан Джовенале", он еще несовершенен с точки зрения перспективы. Здесь престол Богородицы выглядит наклоненным вперед и кажется шатким. Но через четыре года художник создает центральную панель Пизанского полиптиха, где все архитектурные формы выстроены в соответствии с линейной перспективой. Теперь имеющий сложную конструкцию престол Богородицы прочно стоит на плоскости, а сидящая на нем Мадонна не выглядит сползающей, как на "Триптихе Сан Джовенале".

Центральная панель Пизанского полиптиха отчетливо показывает, что Мазаччо как бы освещает объект постоянным источником света, это позволяет художнику создавать объемные изображения. В данном случае свет падает сверху и слева, образуя четкие тени, которые отбрасывают архитектурные детали, - например, розетки над головой сидящего слева от престола ангела. Освещение и перспектива на работах Мазаччо основаны на внимательном наблюдении и точном расчете, при этом архитектурные строения не воспринимаются неуклюжими или лишними. Когда другие художники поняли и оценили возможности перспективы, они начали намеренно вводить в композицию элементы, облегчающие создание пространства, - уходящие вдаль колонны, покрытый шахматными плитками пол и т. п. Но Мазаччо никогда не интересовали подобные искусственные приемы. В его знаменитой "Троице", ставшей образцом построения перспективы, массивные архитектурные детали подчеркивают объем и величественность фигур, а не соперничают с ними и не отвлекают внимание зрителя.

Мазаччо был истинным духовным наследником Джотто, умевшим, как и его великий предшественник, создавать композицию из смелых, прочных форм, сосредотачиваясь на главном и решительно отказываясь от второстепенных деталей. Если же говорить о современниках, то по своей манере Мазаччо был, пожалуй, ближе всего к скульптору Донателло. Оба они отличались непревзойденным для той эпохи умением передавать настроение.

Смелость и дерзновенность, наблюдаемые в манере письма Мазаччо, с особой силой демонстрируют его фрески. Они написаны с невиданной по тем временам свободой и уверенностью. Художник очень тщательно планировал перспективу своих фресок, об этом говорят оставшиеся в штукатурке отверстия от гвоздей, с помощью которых Мазаччо натягивал нити, точно указывающие направление линий перспективы. Но когда приходило время накладывать краску, он делал это решительно и быстро, широкими, плотными мазками.

Сохранившиеся в штукатурке трещины позволяют узнать, как много успевал Мазаччо написать за один день работы (при создании фрески каждый день покрывали свежей штукатуркой определенный участок стены). Исследователи установили, что фреску "Изгнание из Рая" в капелле Бранкаччи Мазаччо написал всего за четыре приема, а многофигурная композиция "Чудо со статиром" потребовала 28 дней работы. Самую большую свою фреску - "Троицу" - в церкви Сайта Мария Новелла, в композицию которой входят шесть фигур в полный рост и многочисленные сложные архитектурные детали, Мазаччо написал приблизительно в 26 приемов (назвать абсолютно точную цифру не позволяют поврежденные участки поверхности).

К моменту своей ранней смерти Мазаччо, по словам Вазари, "успел сделать себе лишь самое скромное имя". Однако его наследие стало источником вдохновения для многих прогрессивных художников последующих поколений, среди них - Фра Анджелико и Филиппо Липпи. Именно их, живших несколькими десятилетиями позже, можно считать его истинными наследниками. Со временем Мазаччо превратился в кумира всех флорентийских художников. В своей книге Вазари приводит имена тех, кто внимательно изучал фрески в капелле Бранкаччи, "чтобы научиться тому, как нужно рисовать". Упоминает он, конечно, и таких титанов, как Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль.

От старого к новому

Полиптих из церкви Сайта Мария делъ Кармине в Пизе был разобран в конце XVI века - до нас дошли лишь отдельные его фрагменты. Неоднократно предпринимались попытки реконструировать эту работу Мазаччо, однако скудость сохранившихся сведений позволяет лишь строить предположения о ее первоначальном виде. С уверенностью можно сказать только о том, что в центре композиции находилась панель с образом Мадонны с Младенцем, над ней - Распятие, по сторонам которого были размещены образы святого Павла и святого Андрея. В нижней части всей композиции помещалась пределла, на которой присутствовали сцены из жизни святого Юлиана и святого Николая, поклонения волхвов, распятия святого Петра и обезглавливания Иоанна Крестителя. Алтарный образ, написанный Мазаччо, совмещает элементы средневековой традиционной живописи и собственные новаторские идеи художника. Здесь в полной мере Мазаччо применяет новую технику, стремясь подчеркнуть массивность и телесность образов, - золотой фон, свойственный готическому стилю, он использует для того, чтобы показать выпуклость и объемность фигур.
Назад К списку картин