Искусство

История искусства

Мазаччо

Томмазо ди сер Джованни ди Симоне Кассаи

Предтеча Ренессанса

За свою короткую жизнь Мазаччо успел совершить настоящий переворот в живописи. С его росписей началась эпоха Ренессанса. Он не успел прославиться при жизни, однако его вклад в развитие искусства был по достоинству оценен преемниками.

Томмазо ди сер Джованни ди Симоне Кассаи, известный всему миру как Мазаччо, родился 21 декабря 1401 года в маленьком городке Сан Джованни (ныне Сан Джованни ди Вальдар-но), расположенном приблизительно в двадцати милях к югу от Флоренции.

"Мазаччо" - это прозвище в переводе с итальянского означающее "неуклюжий Том" или "Том-неряха" (окончание "аччо" имеет уничижительный оттенок). В знаменитой книге Джорджо Вазари "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев", опубликованной в 1550 году, есть объяснение, как появилось это прозвище: Мазаччо всегда был настолько поглощен живописью, что не обращал внимания на бытовые мелочи, в частности, не следил за своей одеждой.

Если верить Вазари, Мазаччо никогда не брал деньги за свою работу до тех пор, пока не начинал испытывать в них крайнюю нужду, и всегда стремился помогать людям. Так как до нас дошло слишком мало документальных свидетельств о жизни художника, как и воспоминаний о нем его современников, следует относиться к словам Вазари с большой долей осторожности. Тем более что в своей поистине уникальной книге автор говорит в основном о произведениях Мазаччо и его творческой манере, но почти ничего не может рассказать ни о биографии художника, ни о его личности.

Жизнь Мазаччо оказалась очень короткой. Он умер в 26 лет и практически не был известен при жизни - лишь немногие в то время увидели в нем гения. Доподлинно известно, что он родился в зажиточной семье. Дед художника по отцу был мастером-краснодеревщиком, а отец, сер Джованни, - солиситором (в наши дни его можно было бы назвать нотариусом). Это означает, что он, скорее всего, получил неплохое образование, поскольку делопроизводство в то время велось на латыни. Можно сказать также, что Джованни был очень способным человеком, поскольку получил должность в 20 лет. Женой его была Монна Якопа ди Мартиноццо.

Отец Мазаччо скончался в возрасте 27 лет. Причина его смерти неизвестна, как и причина смерти самого Мазаччо, умершего почти в том же возрасте. В момент смерти Джованни его жена была беременна Мальчика, брата Томмазо, назвали в честь отца, впоследствии он также стал художником. После нескольких лет вдовства мать Мазаччо снова вышла замуж за зажиточного аптекаря, у которого было несколько дочерей. Одна из них, Екатерина, в 1421 или 1422 году вышла замуж за местного художника Мариотто ди Кристофано. Поскольку отец Екатерины умер еще в 1417 году, разрешение на этот брак должен был дать Мазаччо, оставшийся старшим мужчиной в доме. Таким образом, можно смело говорить о близком знакомстве Мазаччо с Мариотто, но этот факт не объясняет, какую роль сыграл Мариотто (и сыграл ли вообще) в становлении Мазаччо как художника.

До нас не дошло никаких сведений ни о годах учебы Мазаччо, ни о его учителях. Вазари в своей книге коротко касается детства художника, а далее просто сообщает, что мастером живописи Мазаччо стал в 1422 году. 7 января 1422 года, через месяц после своего 20-летия, Мазаччо был принят во флорентийский цех врачей и аптекарей, куда также входили и художники. Двадцать третьим апреля 1422 года датирована первая из дошедших работ Мазаччо - триптих Сан Джовенале. Хотя многие считают это произведение несколько грубоватым, оно, тем не менее, представляет нам Мазаччо как самостоятельного, мыслящего художника, но при этом не дает никаких зацепок, чтобы распознать мастера, у которого учился Мазаччо.

Приблизительно в то же время Мазаччо пишет фреску "Сагра", демонстрирующую процессию флорентийских горожан, отправившихся на освящение церкви Сайта Мария дель Кармине. На этом полотне художник изобразил многих известных жителей Флоренции и своих друзей. "Сагра" вызвала бурные отклики современников Мазаччо, и сегодня во время реконструкции церкви приходится сожалеть о том, что эта картина погибла около 1600 года.

Благодаря своему таланту Мазаччо очень скоро познакомился с многими флорентийскими художниками, архитекторами и скульпторами, среди которых были Брунеллески (1377-1446) и Донателло (ок. 1386-1466). Они разделяли взгляды Мазаччо на искусство. Архитектор Брунеллески, как и Мазаччо, исследовал перспективу, а скульптуры Донателло напоминают картины Мазаччо, только воплощенные в бронзе и мраморе.

Но самая тесная дружба связывала Мазаччо с Томмазо ди Кристофано, известным как Мазолино да Пани-кале. Этот художник был удивительной личностью, но нам, к сожалению, почти ничего не известно о его жизни. Полагают, что Мазолино родился приблизительно в 1383 году, хотя некоторые исследователи называют и 1400 год. Неизвестна и дата смерти художника. Последняя из сохранившихся его работ относится к 1435 году, однако Мазолино мог умереть и много лет спустя. Существует предположение, что он вместе с Мазаччо работал над несколькими алтарными образами и фресками, хотя точных доказательств опять же не сохранилось. По версии Вазари, Мазолино был учителем Мазаччо, но тогда странно, что Мазолино стал членом флорентийского цеха только в 1423 году, то есть на год позже своего предполагаемого ученика.

Наиболее крупной совместной работой Мазаччо и Мазолино считают фрески в капелле Бранкаччи при церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. Вполне возможно, что Мазолино начал эту работу в 1425 году и оставил ее незавершенной, уехав в сентябре того же года в Венгрию, где поступил на службу к военачальнику Пиппо Спано, который командовал флорентийской армией. После, вероятно, работа по украшению капеллы перешла к Мазаччо. Впрочем, художники могли работать и вместе - либо в самом начале, либо по возвращении Мазолино из Венгрии в 1427 или 1428 году.

В 1426 году Мазаччо получил важный заказ - на создание алтарного образа для церкви Санта Мария дель Кармине в Пизе. Этот алтарь, известный ныне как Пизанский полиптих, остается единственной документально подтвержденной работой Мазаччо.

19 февраля 1426 года художник дал письменное обещание не приниматься ни за какую другую работу до тех пор, пока не будет закончен алтарный образ в Пизе. Другие документы подтверждают денежные выплаты сумм художнику, с ним рассчитались окончательно 26 декабря 1426 года. Все суммы, за исключением одной, были уплачены самому Мазаччо, но одна - его помощнику и другу Донателло.

Последний раз в документах пизанского архива имя Мазаччо упоминается 23 января 1427 года, причем уже не в связи с алтарным образом, - теперь художник проходит как свидетель по гражданскому иску. Следующее упоминание о Мазаччо относится к 29 июля того же года. Это документ, составленный во Флоренции, где художник жил вместе с матерью и братом, о необходимости уплатить долги.

Приблизительно в то же время Мазаччо приступает к третьей из своих значительных работ - большой фреске "Троица" для церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. Современных свидетельств о создании этого шедевра не сохранилось (впервые о нем упоминается только в документах, относящихся к 1510 году), но величественная манера, в которой исполнена эта работа, не позволяет усомниться в авторстве Мазаччо.

В 1428 году художник отправился в Рим, возможно для того, чтобы присоединиться к Мазолино, уехавшему раньше. Вскоре после прибытия в Рим, приблизительно в конце июля, Мазаччо скончался при невыясненных обстоятельствах. Ему было тогда всего 26 лет. Вазари пишет, что смерть Мазаччо, неожиданная и скорая, "заставила многих людей заподозрить, что он был отравлен". Впрочем, в Италии XV века отравлением объясняли почти каждую внезапную кончину. Есть в книге Вазари, помимо предположений, и очень важные слова архитектора Брунеллески, сказанные после смерти Мазаччо: "Мы понесли огромную утрату".
К списку картин Продолжение