Искусство

История искусства

Ванесса Белл



Британский постимпрессионизм

Развиваясь в отрыве от художественных течений Европы, британская живопись вплоть до начала XX столетия оставалась крайне консервативной. Ванесса Белл была в числе первых художников, отважившихся сломать барьер между Англией и материком.

На короткий период перед самым началом Первой мировой войны Ванесса Белл, Дункан Грант и Роджер Фрай оказались в авангарде всей британской живописи. Их картины, вдохновленные работами французских постимпрессионистов, были смелы, ярки и свободны. Идеологом и инициатором этой "французской революции" в Англии явился Фрай, а ее иллюстраторами и "наглядными агитаторами" - Дункан Грант и Ванесса Белл. Впоследствии их стиль стали называть стилем "Блумсбери".

К сожалению, ранних работ Ванессы Белл, по которым можно было бы проследить начальный этап становления ее стиля, сохранилось очень мало. Почти все они сгорели в 1940 году. Впрочем, дошедшие до нас картины этого периода (например, уже упоминавшиеся "Исландские маки" и "Яблоки: Дом 46 на Гордон-сквер") ни одной своей чертой не намекают на предстоящий перелом в творчестве художницы.

Белл получила вполне традиционное художественное образование. Она изучала перспективу, анатомию, классическую композицию и зарисовывала гипсовые отливки. Первым ее "кумиром от искусства" стал Дж. Уотс (1817-1904), известный художник викторианской эпохи. Но молодость изменчива, и уже в 1905 году девушка заклеймила полотна Уотса как "дрянные". Она нашла себе новых кумиров - Уистлера и Сарджента. Сарджент, кстати, был одним из учителей Белл в Королевской Академии, и о его уроках она всегда говорила с благоговением.

В 1903 году в Англии вышел первый большой труд, посвященный творчеству французских импрессионистов. Среди тех, кому эта книга открыла глаза на пути развития современной живописи, была и Ванесса Белл. Позже она писала, что именно благодаря "Французским импрессионистам" она поняла, что "на свете кроме старых мастеров есть и новые мастера, живущие в одно время с нами, и никому не запрещено восхищаться ими так же, как принято восхищаться работами классиков".

Итак, ранние работы Белл несут на себе следы преклонения перед Уистлером, учебы у Сарджента и восхищения импрессионистами. Тонкий колорит и тщательно продуманная композиция - вот что отмечали в них критики в качестве залога будущих творческих успехов художницы.

Все переменилось после знакомства с Роджером Фраем и устроенной им выставкой "Мане и постимпрессионисты", проходившей в Лондоне с ноября 1910 по январь 1911 года. Впоследствии Ванесса Белл вспоминала об этой выставке так: "Я и не думала, что всего лишь одна выставка может оказать такое огромное влияние на целое поколение молодых художников. Она открыла перед нами совершенно новые пути и показала, что художник может быть абсолютно свободен в своем творчестве".

Белл увидела Сезанна, Гогена, Ван Гога. Эти мастера поразили ее. Писать, "как они" она не начала, но все же их влияние очень заметно в ее картинах 1911-12 годов. Художница стремится к формальному упрощению композиции, уделяя все больше внимания ее структуре. В работах Белл этого периода нет светотени и четко прописанных деталей - они заменяются схематичными композиционными элементами.

Пейзажи Ванесса Белл теперь пишет яркими цветовыми пятнами, заключенными в четкие контуры. Таков, например, "Пляж в Стадленде", представленный в разделе "Знаменитые работы".

В 1912 году Роджер Фрай организовал "Вторую выставку постимпрессионистов", где были представлены полотна фовистов и, в частности, Матисса. После этой выставки Белл начинает экспериментировать с открытыми цветами (в "Портрете Литтона Стрэчи", написанном сразу после выставки, она смело сочетает розовый и желтый). Художница отказывается от черных контуров и разграничивает объекты при помощи контрастных цветов, нанося краску тонким слоем.

В эти годы Ванесса Белл работает в тесном сотрудничестве с Дунканом Грантом (таким же практиком, как она) и теоретиками "Блумсбери" - Клайвом Беллом и Роджером Фраем. Сотрудничество Белл с Грантом выражалось в том, что они довольно часто писали одни и те же сюжеты. А сотрудничество с Клайвом Беллом и Фраем - в том, что эти сюжеты были подсказаны их теориями (в них, надо сказать, недостатка не было). В 1914 году Клайв Белл написал книгу

"Живопись", где убедительно изложил концепцию постимпрессионизма. Отталкиваясь от идей Роджера Фрая, он утверждал вторичность внешнего правдоподобия и первичность формальных признаков - чистого цвета, линии и формы. Эти идеи естественным образом приводили художника к абстракции. Ей отдали дань и Дункан Грант, и Ванесса Белл, создавшие в 1914-15 годах некоторое количество абстрактных работ.

Абстракция, освободив художника от "описательности", стерла грань между собственно живописью и декоративно-прикладным искусством. Перед художниками-абстракционистами открылись новые горизонты. В 1913 году Роджер Фрай организовал мастерские "Омега", которые должны были внедрять искусство в повседневную жизнь - посредством настенных росписей, мозаик, витражей, декоративных тканей, ковров и керамики. Ванесса Белл с Дунканом

Грантом принимали самое активное участие в работе "Омеги". Труды Белл на декоративно-прикладном поприще отличались смелостью геометрических форм (свойственной и ее картинам этого периода). Среди множества проектов, созданных художницей в рамках "Омеги", необходимо отметить проект оформления детской комнаты (согласно замыслу Белл, стены и потолок комнаты должны были быть расписаны фигурами, напоминающими бумажных человечков), а также эскизы узоров для тканей, ковриков и ширм.

Любопытно, что со временем Белл оставила за собой право экспериментировать с цветом и формой лишь в области декоративно-прикладного искусства. Уже во время Первой мировой войны ее станковая живопись становится более натуралистичной и сдержанной по колориту. Стремление к выверенной композиции и изобразительной глубине еще более заметно в картинах Белл 1920-х годов.

К 1950-м годам живопись группы "Блумсбери" вышла из моды, стала казаться безнадежно устаревшей и вторичной. Искания блумсберийцев не вызывали интереса у молодого поколения художников. Только в 1999 году, после прошедшей в лондонской галерее Тейт выставки "Живопись Блумсбери", об этом кружке вспомнили и заговорили. И теперь Ванесса Белл вновь признана лидером английского постимпрессионизма.

Назад К списку работ