Искусство

История искусства

Ванесса Белл



Душа Блумсбери

1905 год. Ванесса Стивен пишет свою первую заказную работу, портрет жди Роберт Сесил (она сидит в углу возле окна). Фотография Лесли Стивена, датированная 1902 годом.
Ванесса Белл родилась 30 мая 1879 года в доме номер 22 по Гайд-Паркгейт в семье Лесли Стивена, литератора и издателя, и Джулии Дакворт, племянницы знаменитой женщины-фотографа Джулии Камерон. Дом Стивенов хорошо знали все, кто был так или иначе связан с искусством. Здесь постоянно спорили о музыке, живописи, литературе. Сюда приходили многие из тех, кого теперь причисляют к цвету английской культуры. Наэлектризованный воздух гостиной Стивенов просачивался и в детскую. Младшее поколение жило в той же атмосфере, что и "большие", искусство для них было такой же обыденностью, как для других детей игры в салочки и прятки. Стоит ли удивляться тому, что Ванесса Стивен стала известной художницей, а ее сестра Вирджиния - не менее известной писательницей. Думается, читатель уже догадался, что под именем Вирджинии Стивен скрывается здесь будущая Вирджиния Вулф.

Заниматься живописью Ванесса всерьез начала в 1894 году. А в 1896 году она уже поступила в художественную школу в Южном Кенсингтоне. Это время было тяжелым для семьи.

В 1895 году умерла мать Ванессы, и ей, как старшей из девочек, пришлось взять на себя хлопоты по ведению дома. Художнице в эту пору едва минуло восемнадцать лет, она только-только начала "выезжать" (надо сказать, что к светской жизни она всегда относилась с пренебрежением и считала время, проведенное на балах и приемах, потерянным). Ванесса проявила большую силу характера, сумев совместить, казалось бы, несовместимое - светские обязанности, домашнее хозяйство и искусство.

В 1901 году она поступила на женское отделение Школы живописи при Королевской Академии. Ее стремление учиться было столь велико, что она не оставила занятий даже тогда, когда в 1902 году ее отец заболел раком, и ему понадобился дополнительный уход.

Лесли Стивен скончался в феврале 1904 года. После его похорон Ванесса, Вирджиния и их братья Тоби и Адриан отправились в путешествие по Европе. Они побывали в Венеции и Флоренции и вернулись домой через Париж, где, между прочим, посетили университетского приятеля Тоби, Клайва Белла.

Ванесса Белл стала одной из двадцати студенток, принятых на женское отделение Школы живописи при Королевской Академии в 1901 году. Эта, несколько более поздняя фотография, запечатлела студенток женского отделения Школы, рисующих с натуры.


Оказавшись в Лондоне, Ванесса начала подыскивать пристанище для своего осиротевшего семейства. Вскоре подходящий дом был найден - в Блумсбери, центральном районе Лондона, неподалеку от Британского музея. Переезд в Блумсбери ознаменовал для молодых людей наступление новой эпохи. "Мне показалось, что я внезапно вышла на яркий свет из кромешного мрака", - вспоминала впоследствии Ванесса Белл об этом времени.

Через некоторое время дом в Блумсбери стал центром притяжения для молодых интеллектуалов Лондона. Частыми гостями здесь были Томас Стерне Элиот, Бертран Рассел, Эдуард Морган Форстер и многие другие. Они приходили отнюдь не только по четвергам (официальный приемный день Стивенов) и засиживались за полночь, до изнеможения споря - обо всем, что казалось им достойным спора. Чаще всего, однако, их разговоры сводились к литературе, что было гораздо интереснее Вирджинии Стивен, чем ее сестре Ванессе. Поэтому в 1905 году Ванесса Стивен организовала так называемый Пятничный клуб. Отныне по пятницам в Блумсбери говорили не о литературе, а о живописи.

Среди тех, кто усердно посещал Стивенов и по пятницам, и по четвергам, был Клайв Белл. Этот чрезвычайно энергичный и обаятельный молодой человек стал душой их собраний, а его выступления пользовались неизменным успехом. Однако, несмотря на всю очаровательность Клайва, Ванесса Стивен два раза отвергала его предложения руки и сердца. Она вышла за него замуж лишь в 1907 году. Возможно, на это ее решение повлияла скоропостижная смерть любимого брата Тоби, бывшего близким другом Клайва Белла. Итак, 7 февраля 1907 года Клайв Белл и Ванесса Стивен вступили в законный брак и уехали проводить медовый месяц в Париж. Через год, 4 февраля 1908 года, у молодой четы родился первенец, которого назвали Джулианом. А в августе 1910 года Ванесса Белл родила второго сына, Квентина.

Будучи заботливой матерью, художница все же находила время для занятий живописью. Так, в 1909 году на летней выставке "Нового английского художественного клуба" она показала лиричную и отстраненную картину "Исландские маки", которая очень понравилась Уолтеру Сиккерту.

Ванесса была очень близка со своим братом Тоби, друзья которого составили ядро кружка Блумсбери


В январе 1910 года, возвращаясь из Кембриджа, Клайв и Ванесса Белл встретились в поезде с художником и искусствоведом Роджером Фраем (1866-1934). В то время он занимался организацией выставки "Мане и постимпрессионисты". Узнав об этом, супруги пригласили его выступить с лекцией в Пятничном клубе. Эта лекция положила начало роману Ванессы Белл и Роджера Фрая, продлившемуся до середины 1913 года, и его сотрудничеству с группой "Блумсбери", продолжавшемуся двадцать лет.

В 1912 году Фрай организовал в Лондоне "Вторую выставку постимпрессионистов", где были показаны четыре работы Ванессы Белл. В том же году неутомимый Фрай привез "Вторую выставку" в Париж. Благодаря его связям и общительности Ванесса Белл смогла познакомиться с Пикассо, Матиссом и Дереном, а также с известным перекупщиком картин Амбруазом Волларом и многими богатыми коллекционерами.

К 1913-14 годам относится увлечение художницы декоративно-прикладным искусством (идея слить воедино искусство и жизнь в то время носилась в воздухе) и ее сближение с художником Дунканом Грантом, работами которого она восхищалась. В мае 1913 года Ванесса Белл, ее муж, Роджер Фрай и Дункан Грант вместе отправились в Италию. Именно там, на отдыхе, между Грантом и Белл завязались романтические отношения. Их роман-дружба был долгим и странным (вскоре выяснилось, что Дункан Грант - гомосексуалист). Но, несмотря на все странности, 25 декабря 1918 года Ванесса Белл родила его дочь, Анжелику.

1920-е годы принесли художнице известность. В 1922 году с большим успехом прошла ее персональная выставка в лондонской Независимой галерее. Следующая персональная выставка Ванессы Белл была устроена в 1930 году Лондонской ассоциацией художников. Затем последовали персональные выставки 1934 и 1937 годов. Пожалуй, это время стало самым плодотворным в жизни Ванессы Белл. Кроме собственно живописи, она занималась еще и декоративно-прикладным искусством, а также создала декорации к трем балетным постановкам.

Но не только мучительное счастье творчества и безмятежное счастье общения с близкими по духу людьми довелось испытать Ванессе Белл. С середины 1930-х годов над нею сгустились тучи. В сентябре 1934 года умер Роджер Фрай, а 18 июля 1937 года в Испании погиб Джулиан, старший сын художницы. Как многие молодые люди, он уехал в Испанию, когда там разразилась гражданская война, и служил шофером санитарной машины. Едва оправившись от этой потери, Ванесса Белл получила страшное известие о самоубийстве Вирджинии Вулф. Шел март 1941 года.

Вторую мировую войну Ванесса Белл и Дункан Грант пережили в Чарльстоне. Здесь, в провинции, они могли не бояться немецких бомбардировок, но полностью отгородиться от действительности не получалось. Утешала только работа и близость любимых людей. Особенно рада бывала художница, когда к ней приезжали ее внуки - дети Квентина (а позже - и четыре дочки Анжелики).

Писать и выставляться Ванесса Белл продолжала до конца 1950-х годов. Однако все реже и реже появлялась она в Лондоне. Тихая, почти деревенская жизнь в Чарльстоне вместе с Дунканом - больше, пожалуй, ей теперь ничего было и не надо. Весной 1961 года художница заболела и всего через три дня, 7 апреля, умерла. Похоронили ее на церковном кладбище, расположенном у подножья холмов Суссекса.

К списку работ Продолжение