Искусство

История искусства

ЗОЛОТОЙ ВЕК ИСПАНСКОЙ ЖИВОПИСИ

Король и первые лица в государстве могли быть довольны. В их портретах соблюден этикет, есть величественность и парадность. Веласкес не льстит своим моделям. По сути, они ничтожны, жестоки и бесчеловечны. Художник ничего не скрывает и не приукрашает в их характерах. Король Филипп IV то ли не видел или не хотел видеть, что в портретах Веласкеса он предстает заурядным, бесцветным человеком, живым мертвецом, который умеет соблюсти представительность, но не обладает живым умом, непосредственностью и искренностью чувств. Д. Веласкес. Менины. 1656.

Когда же Веласкес писал королевских шутов и слуг - обездоленных и презираемых людей, то в их облике подчеркивал человеческое достоинство и духовную значительность натуры. Герои Веласкеса как живые. И не потому, что художник выписывал мельчайшие детали. Его образы убедительны потому, что они противоречивы и сложны, как в жизни. Это относится и к его замечательным детским портретам.

Когда художник писал юных принцев и принцесс - наследников короля Филиппа IV, то за чинной неподвижностью их поз и пышностью нарядов он видел искренность и душевную чистоту.

Величайший колорист, Веласкес использовал обычно немногие краски. Вслед за Эль Греко он выявил живописные возможности, таящиеся в общем жемчужно-сером тоне, в сочетаниях серого с розовым и красным и серого с черным. От этих тонов сам воздух в его полотнах кажется живым и "настоящим". Например, в картине "Менины". Так называли придворных дам, которые прислуживали маленькой принцессе. В этом произведении мастерство живописца проявляется во всем блеске. Веласкес построил сложную, многофигурную композицию. Она решена с такой непринужденностью, будто художник ничего специально не компоновал, а просто подсмотрел сцену в самой жизни. Колористическая гармония кажется естественной и простой, созданной без особого труда.

"Менины" ценны еще и потому, что здесь Веласкес изобразил самого себя. Он стоит перед мольбертом и пишет картину, словно не замечая рядом придворных. У него глаза художника, пытливо вглядывающегося в натуру. Рука мастера с кистью написана стремительными и прозрачными мазками. Набрав на палитру краски, живописец готов нанести на холст быстрый и точный удар.

Историческая картина "Сдача Бреды" написана на современный Веласкесу сюжет. В ходе войны испанской монархии с республиканской Голландией войскам короля Филиппа IV удалось овладеть пограничной крепостью Бреда. Это полотно должно было украсить один из залов королевского дворца в Мадриде, где висели картины других художников, прославлявшие победы испанского оружия.

Веласкес не стал писать пышную парадную композицию. Непредвзято и объективно он показал воинов двух враждебных сторон. Справа рыцарственные, сдержанные, церемонные испанцы, слева - раскованные, непринужденно стоящие, простодушные ополченцы голландского гарнизона. От художника ждали при дворе, что он покажет врагов испанского короля в неприглядном виде: ведь голландцы - бунтовщики и еретики, они отказались от католичества и приняли протестантство, став последователями Лютера - противника папы римского. Однако первый художник короля представил не славную победу испанской короны, а историческую драму, в которой действуют люди разных убеждений и верований. Один этап борьбы испанцы выиграли. Но голландцы не разгромлены, потерпев поражение, они не падают духом. Это заметно по их позам, характеру движений. Впереди новая борьба. Недаром современники Веласкеса метко называли его "художником истины".

Искусство Веласкеса стало вершиной испанской живописи XVII века. В нем сконцентрировались достижения национальной школы: одухотворенность Эль Греко, драматизм Риберы, строгая простота Сурбарана. Живопись Испании, как театр и литература "золотого века", выразила горькую правду о своей стране, ее истории, ощущение захватывающей красоты реального мира и мысль о великом достоинстве человека.

А. Якимович,
кандидат искусствоведения




Назад ИСПАНСКОЕ ИСКУССТВО XVII ВЕКА