Искусство

История искусства

Ян Вермер



Ян Вермер: Девушка в красной шляпе


Девушка в красной шляпе (ок. 1665)


Камера-обскура
Картины Вермера отличаются таким совершенством форм и пропорций, что исследователи его творчества давно уже предположили, что художник использовал в своей работе камеру-обскуру. Камера-обскура (буквально -"темная комната") представляет собой приспособление, похожее на ящик с одним небольшим отверстием. Вначале камерой-обскурой действительно служила темная комната с небольшим отверстием для света, но во времена, интересующие нас, уже появились удобные портативные устройства. Суть работы с камерой-обскурой состоит в следующем: напротив отверстия устанавливается предмет, который требуется зарисовать. Если он достаточно хорошо освещен, то его изображение (правда, в перевернутом и уменьшенном виде) появится на противоположной стенке камеры - экране (изготовляемом обыкновенно из какого-либо матового полупрозрачного материала - например, кальки). Камерой-обскурой живописцы пользовались, как правило, делая предварительные рисунки, поскольку она помогала зарисовать нужный объект максимально точно. Но Вермер, как мы знаем, всегда начинал писать сразу на холсте. Камера-обскура помогала ему в исследовании особенностей освещения, игры света и тени. Можно с уверенностью говорить, что художник "прибегал к услугам" камеры-обскуры, работая над "Девушкой в красной шляпе" (вверху).
Назад К списку работ Биография Продолжение