Тропинин
Женщина в окне (1841)
На стыке жанров
Тропинин постоянно совершал экскурсы в жанровое "пограничъе", изменяя собственно портрету, жесткие каноны которого были утверждены академической школой. В
общем-то, в этом он следовал всеевропейской тенденции, приведшей к широчайшему распространению жанрового портрета в мировой живописи XVIII века. Но и тут
он оставался самим собой, стремясь изображать только "хорошее" и используя уже наработанные - именно "тропининские" - приемы. Взгляните внимательно на
"Девушку с горшком роз", 1850 (на след. стр.), и вы тут же заметите знакомый поворот головы, легкую полуулыбку, теплый колорит, овальные формы, которые сами по
себе смягчают и без того "умягченную" атмосферу этой сценки. Другой пример - "Женщина в окне" (вверху), написанная по мотивам поэмы М. Лермонтова
"Тамбовская казначейша". Но и здесь определенный "эротизм" образа, спровоцированный романтическим сюжетом, заметно скорректирован домашней атмосферой и
"камерностью" изображения.