Тропинин
Старик ямщик, опирающийся на кнутовище (1820-е)
Крестьянский мир
Тропинин, пребывая в качестве крепостного, был дворовым человеком. Считается, что дворовые люди имели к крестьянскому миру довольно далекое отношение и,
"испорченные" барской близостью и людской, уже не вполне понимали его. Между тем, тропининские "крестьяне" опровергают этот взгляд. Отметим сразу, что и в этой
области интерес художника к представителям "низкого звания" формировался во многом благодаря наставлениям профессора С. Щукина, в своем портретном классе
без устали задававшего ученические темы вроде "Русская крестьянская свадьба" или "Ворожба на картах". Но и сама жизнь Тропинина, запертого в украинском имении
графа И. Маркова, особых альтернатив не предлагала - за исключением прямой "живописной" работы на своих хозяев по их заказам (а точнее, приказам), ему, за
неимением другой "натуры", оставалось изображать лишь крестьян. Таким образом, Тропинин встал у истоков "народного" искусства в каком-то отношении поневоле.
Впрочем, писал он крестьян с удовольствием, находя особо теплые нотки для подобных работ - таких, как "Старик ямщик, опирающийся на кнутовище" (вверху)
или "Старик, обстругивающий костыль", 1830-е (на след. стр.). Кстати, датировки этих произведений недвусмысленно указывают на то, что интерес к крестьянскому
миру художник сохранил и на свободе.