Тропинин
Кружевница (1823), Государственная Третьяковская галерея, Москва
Эта картина (вместе с двумя другими работами) послужила Тропинину пропуском в Академию художеств. Вопрос: ориентировался ли он на академические вкусы,
задумывая "Кружевницу"? Возможно. На это указывают некоторые особенности композиции и "лепки" самой героини полотна. Что, впрочем, не отменяет его художественной
ценности. А она, эта ценность, определяется, в частности, тем, что перед нами, пожалуй, самый удачный образ из тропининской галереи "трудовых девушек". Да,
заметно идеализированный, "очищенный" от шелухи повседневности и примет тяжелого труда - но это "очищение" происходило в рамках того стиля, который уже на
протяжении 30 лет задавал тон в тогдашнем отечественном искусстве. Не случайно так часто сравнивают "Кружевницу" с "Бедной Лизой" Карамзина, появившейся в
1792 году и перевернувшей умонастроение эпохи. "И крестьянки любить умеют!" - повторяли многие вслед за писателем. "Кружевница" угодила точно во вкусовые
ожидания публики и стала прекрасным финальным аккордом русского сентиментализма.
"Кружевница" пришлась по душе современникам художника - настолько, что в разное время ему пришлось сделать семь (!) ее авторских копий.
Кажется, копировал самого себя Тропинин с удовольствием - высокая оценка этой картины соответствовала его собственному ощущению значимости этого творения. Общее
впечатление точно выразил известный художник и писатель П. Свиньин (1787-1839): "И знатоки и незнатоки, - писал он, - приходят в восхищение при взгляде на сию
картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный. Сверх того в
самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки ее
остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, прикрытой кисейным платком, - и все это изображено с такой правдой и
простотой".
Говоря о том, что "Кружевница" принадлежит к ряду тропининских работ 1820-х годов, воспевающих свежесть молодости и красоту опоэтизированного
труда, мы не совсем точны. В действительности у "трудовых девушек" художника были предшественницы. В годы своего украинского крепостного "заточения", которые сам
Тропинин, впрочем, со своейственной ему незлобивостью воспринимал как своеобразную творческую командировку "в народ", он много писал местных девушек и парубков.
Те редкие ранние картины, которые дошли до нашего времени, показывают, что в "Кружевнице" отрабатывается немало приемов, опробованных уже тогда. Хотя, конечно,
в мастерстве Тропинин начала 1820-х годов значительно прибавил - некоторая сглаженность изображения закрывает от поверхностного взгляда характерную для этой
картины тончайшую нюансировку и ее кропотливую и тщательную "выписанность".