Поллок
Женщина-Луна, режущая круг
Пикассо и примитивизм
В1937 году смотритель музея Метрополитен Джон Грэхем опубликовал статью "Примитивная живопись и Пикассо". В ней он проводил
параллели между современной абстрактной живописью и примитивной языческой культурой аборигенов Америки и Африки, одинаково связывая
абстракционизм и примитивизм с проявлениями человеческого подсознания и архетипами Юнга. Поллок был горячим поклонником Пикассо,
проявляя при этом и глубокий интерес к примитивной американской живописи. Статья Грэхема настолько поразила его, что он отыскал ее
автора, чтобы лично познакомиться с ним. Со временем Грэхем стал одним из самых влиятельных популяризаторов творчества Поллока;
именно он посоветовал художнику внимательнее присмотреться к средствам примитивной живописи, вполне подходящим, по его мнению, для
"путешествий" в мир подсознания. В 1941 году Поллок несколько раз подряд посетил открывшуюся в музее Метрополитен большую выставку
"Искусство американских индейцев" - это свидетельствует о том, что к высказанному совету он прислушался.
Влияние Пикассо и примитивной живописи на Поллока начала 1940-х годов неоспоримо. На картине "Рождение" (на след. стр.), например,
мы видим эскимосские маски на фоне символов, позаимствованных, как минимум, с двух картин Пикассо, которые экспонировались в то
время в музее Метрополитен: мы имеем в виду его "Девушку перед зеркалом" и знаменитых "Авиньонских девиц" (эта работа, к слову, в
свою очередь, синтезирует в себе две традиции - примитивизма и европейского модернизма). "Девушка перед зеркалом" Пикассо (вкупе с
символикой американских индейцев) предоставила Поллоку материал и для создания картины "Женщина-Луна, режущая круг" (вверху).
Назад | К списку картин | Биография | Продолжение |
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер