Искусство

История искусства

Анри де Тулуз-Лотрек



Художник острого взгляда

Наибольшую известность принесли Тулуз-Лотреку его изящные стилизованные плакаты. Однако художник успешно работал в различных жанрах и различной технике, остро и тонко изображая человеческую натуру.

Несмотря на то, что жизнь Тулуз-Лотрека оказалась очень короткой (да к тому же омраченной болезнями), он успел оставить после себя огромное наследие. Полный каталог его работ, изданный в 1971 году, составил шесть томов; в нем перечислено 737 картин, 275 акварелей, 369 гравюр (включая плакаты) и около 5000 рисунков.

Лотрек мог работать помногу. Бурно проведенные ночи ему нисколько не мешали. Сколько бы ни было выпито накануне, рано утром он неизменно отправлялся в свою мастерскую или к граверам, чтобы проследить за их работой и, в случае необходимости, внести поправки. Иногда художник появлялся у них в вечернем костюме, не желая тратить драгоценное время на переодевание.

Почти все творчество Лотрека автобиографично. Он писал людей, которых видел каждый день, и места, где бывал каждую ночь, - улицы, клубы, кафе, варьете и публичные дома Монмартра. Многие персонажи Лотрека - проститутки, их клиенты, прохожие, пьяницы - остались безымянными; другие герои его картин легко узнаваемы. Это относится, например, к певице Иветт Гильбер или к элегантной танцовщице Джейн Авриль, чьи образы не раз возникают на полотнах Лотрека. Он всегда писал людей с теплотой, окрашенной нотками юмора. Впрочем, этот грустный юмор не обманывал внимательных - за ним они видели тоску разочарования, а иногда - особенно в сценах из жизни публичного дома - и настоящее отчаяние. Тулуз-Лотрек не питал иллюзий относительно окружающей его жизни, при этом стремясь к тому, чтобы его образы вызывали у зрителя симпатию, но не жалость.

Бонна и Кормон, учителя молодого живописца, старались привить молодому художнику академическую манеру, основанную на высокой технике рисунка. Поначалу восприняв эти уроки с ученическим пылом, он очень быстро нашел себе других кумиров. В первую очередь, ими стали импрессионисты. Лотрек по-настоящему восхищался картинами Дега, и этому не мешали ни стилистические расхождения, ни то, что Дега, в отличие от распахнутого всем ветрам жизни младшего коллеги, слыл холодным и замкнутым человеком. Впрочем, кое-что Лотрек у Дега определенно позаимствовал.

Так, например, "косые" композиции Лотрека, создающие впечатление брошенного со стороны беглого взгляда, отчасти основаны на принципах, разработанных Дега (хотя не обошлось здесь и без увлечения японской гравюрой). Подобно Дега, Лотрек обладал способностью вызвать у зрителя ощущение случайности увиденного - как это ни парадоксально, такое ощущение было следствием тщательного и кропотливого выстраивания композиции. В упорных поисках ее окончательного, единственно нужного вида, он постоянно делал наброски. Как и Дега, Лотрек смело использовал нетрадиционные технические приемы и предпочитал писать на картоне, а не на холсте. Он никогда не стремился к передаче второстепенных деталей. Его кисть была не гладкой (как того требовали академические правила), но широкой и густой, а картон позволял художнику добиваться самых необычных эффектов.

Лотрек замечательно писал маслом, но при этом не забывал и о других техниках и постоянно пробовал свои силы в них. Он по праву считается одним из самых выдающихся графиков XIX века.

Почти все гравюры Лотрека выполнены в технике литографии. Эту технику изобрели в 1798 году; вскоре она получила широкое распространение. Художники любили ее за ту свободу, что она им предоставляла. Печатной формой в ней служит камень, изображение на который наносят жирной литографской тушью или литографическим карандашом. То есть мастера, обращающиеся к литографии, теперь могли просто рисовать, а не вырезать изображение на металле или дереве.

Всю техническую сторону дела многие из них предоставляли решать профессиональным печатникам. Лотрек и тут поступал по-своему, проявляя живой интерес именно к "технологии". Он даже придумал новый способ создания пятнистого эффекта, нанося для этого на литографский камень тушь с помощью зубной щетки. Он вообще был прирожденным экспериментатором. Так, Лотрек любил использовать в одной и той же работе техники, считающиеся несовместимыми, - например, сочетал масло и пастель. При этом всякого теоретизирования он сторонился.

Среди его литографий мы найдем разножанровые работы - вплоть до карты для меню. Но самыми знаменитыми считаются, конечно же, его плакаты. Лотрек создал около 30 плакатов - все до одного в литографической технике. Само количество лотрековских плакатов не слишком впечатляет. Знаменитый плакатист, классик жанра Жюль Шере (1836-1933) за свою жизнь написал более тысячи плакатов. Лотрек брал не числом, а оригинальностью. И не ошибся - его имя навсегда вписано в историю художественного плаката.

Сам этот жанр появился благодаря новой технологии, разработанной во второй половине XIX века и позволявшей печатать цветные изображения на дешевой бумаге. Лотрек умел свести изображение к нескольким смелым, широким штрихам, требующим минимальной цветовой гаммы. Его плакаты были выполнены в столь энергичной и неповторимой манере, что все образцы плакатного жанра, существовавшие до его "вторжения" в эту область, стали казаться на фоне его работ убогими и плоскими.

Плакаты принесли Лотреку наибольшую известность и являются, вероятно, самым существенным его вкладом в развитие изобразительного искусства. Но талант художника не менее ярко светит и в его более интимных, не рассчитанных на широкого зрителя, работах. В них Лотрек с удивительной откровенностью разрабатывал сексуальные сюжеты. Это, как правило, постельные сцены или сцены из жизни публичных домов. Обращаясь к ним, Лотрек не хотел никого эпатировать, не пытался (в отличие от многих своих современников) щекотать нервы зрителю. Он ничего не приукрашивал и не преувеличивал, глядя на своих героев с теплотой и пониманием. Анри де Тулуз-Лотрек действительно был человеком маленького роста, но с огромным любящим сердцем.
Знаток души человеческой
Лотрек прожил короткую и драматичную жизнь. Есть некий стереотип личности художника - калеки с детства, но при этом веселого завсегдатая кабаре и публичных домов. Он "как бы" легок - в жизни и искусстве. Это, разумеется, миф. За бесшабашным "прожиганием жизни", которое рифмуется с Монмартром, он - быть может, лучше других - видел огромное неизбывное горе. Из этого следуют многие особенности его манеры. Любитель горячительных напитков, Лотрек был абсолютно трезв в своем творчестве. Душа человеческая у него - это котел, где кипит и смешивается высокое и низкое, уродливое и прекрасное, злое и доброе. Художнику незачем бичевать порок и превозносить добродетель, на его долю остаются печальная ирония и одновременно искреннее сочувствие. Он, не гоняясь за "похожестью" деталей, выявляет характеры своих персонажей, которые становятся у него необыкновенно живыми. В истории искусства Лотрек застыл где-то "между" - он сознательно отошел от импрессионизма, своим декоративным стилем предвосхитив модерн грядущей эпохи. И, по большому счету, он одинок, он стоит вне всяческих "измов". Как всякий истинный художник.
Назад К списку картин