Искусство

История искусства

Густав Климт



Декаданс в красках

Густав Климт был тончайшим художником своего времени. Получив классическое образование, он сумел за короткое время найти свой собственную манеру письма, сделавшую его одним из самых известных мастеров в истории изобразительного искусства.

Климт не был склонен к объяснениям собственного творчества (равно как и к созданию манифестов), и все его письменные рассуждения в этой области сводятся к одному короткому тексту, который называется "Комментарий к несуществующему автопортрету" и хранится в Городской библиотеке Вены. В нем автор пишет: "Не существует моих автопортретов. Я скорее интересуюсь не собой как материалом для картины, а другими людьми, особенно женщинами, и даже еще больше другими явлениями. Я убежден, что как человек я не очень-то интересен. Во мне нет ничего особенного, чтобы смотреть на меня. Я - художник. Художник, который пишет каждый день с утра до вечера. Фигуры, пейзажи, время от времени - портреты. Я недостаточно хорошо владею словом, чтобы взяться за рассказ о своей работе... Если вам действительно хочется больше узнать обо мне - как о художнике, разумеется, - посмотрите внимательнее на мои картины, которые расскажут вам обо мне намного лучше, чем я сам".

Напоказ сторонясь самоанализа (не без доли самоуничижения), Климт, тем не менее, проговаривает в этих фразах несколько необыкновенно важных (в плане характеристики художника) вещей. Одна из них - упоение художественной работой, творчеством. Климт действительно мог работать "каждый день, с утра и до позднего вечера", и его мало интересовало то, что происходит за стенами мастерской. Другая - зафиксированное предпочтение, которое он отдавал изображению женской фигуры. Наконец, третья - констатация того факта, что личность художника, его отношение к увиденному важнее, нежели сюжет, жанр, традиция и Бог знает что еще из традиционных установлений. Яркий пример: многие картины Климта можно отнести к разряду мифологических или аллегорических, но, по большому счету, каждая из них - плод исключительно фантазии художника. Фантазии, добавим, буквально пылающей.

Климт, родившийся в семье мастера-ювелира, унаследовал от своего отца любовь к ручному труду и умение увидеть и раскрыть красоту любого материала. Венская Художественно-промышленная школа тоже в большей мере была ориентирована на подготовку художников - "прикладников"; "чистых" живописцев пестовали в более престижной Академии изящных искусств. Первыми крупными работами Климта стали настенные росписи, отличавшиеся обилием классических деталей и позолоты. Оставив монументальные росписи, художник не оставил любви к определенному "оформительству", дополняя свои живописные работы то позолотой, то узорчатым фоном, то орнаментальной рамкой.

Ранняя манера Климта в техническом отношении вполне совершенна, но никакими особенными дерзаниями не поражает. Картины, созданные в составе успешного художнического "трио" (сам Климт, его брат Эрнст и Ф. Матч) показывают, насколько быстро и легко смог усвоить юный живописец набор элементов, необходимых для пользовавшихся в то время большим спросом пышных исторических и аллегорических полотен. Основой успеха художник считал тогда точность и максимальное соответствие реалиям, в стремлении к чему не только изучал изображаемое событие по книгам, но и делал фотоснимки натурщиков, одетых в костюмы соответствующей эпохи. В качестве последних чаще всего выступали родные и знакомые Климта.

Первые признаки внутренней неудовлетворенности относятся ко времени работы в Художественно-исторического музее (1890-91). Фигуры Климта, до этого высокопарно-героические, становятся более плоскими, стилизованными, в них появляется какая-то странность. Точка слома приходится на период выполнения росписей для Венского университета. Так, на картине "Философия" вместо исторических персонажей в традиционных декорациях художник пишет обнаженные фигуры в совершенно негероических позах на абстрактном фоне (один из критиков иронично назвал этот фон "Вселенной в состоянии загадочного брожения").

Одновременно разительные перемены происходят и в "мелкоформатном" творчестве Климта. Если говорить о влияниях, вызвавших эти перемены, то их было достаточно много. Манера Климта всегда отличалась эклектизмом, но это был, если можно так выразиться, творческий эклектизм. Одно время он охотно использовал приемы импрессионистов; довольно долго находился под очарованием "ар нуво" (текучая линия Климта воспринята именно от него). Интересовали его и украшенные позолотой мозаики, относящиеся к первым векам христианства.

Зрелые произведения Климта отличает ряд особенностей - это плоские формы, ритмичные линии и декоративность. Родовая примета этой живописи - реалистическое изображение лиц и рук в сочетании с весьма условным, "орнаментальным", - всего остального.

При этом возникает один удивительный эффект, присущий только работам Климта; он заключается в их когда напряженно, почти агрессивно, а когда мягко и скрыто эротическом звучании. Они словно обволакивают зрителя, погружая в предельно чувственный мир.

Одна из современниц художника тонко подметила: "Сам он был похож на неуклюжего, не умеющего связать двух слов, простолюдина. Но его руки были способны превращать женщин в драгоценные орхидеи, выплывающие из глубин волшебного сна".

У Климта было немало поклонников и поклонниц. Выставки художника всегда собирали толпы зрителей, а коллекционеры охотно покупали его полотна. Особый успех выпал Климту на Венецианской выставке 1910 года. Одну из картин художника приобрел Городской совет Венеции, а модельеры по окончании выставки бросились шить платья по фасонам, заимствованным с женских портретов Климта.

Впрочем, его жизнь в искусстве не была легкой (да и бывает ли она легкой у крупных мастеров, которые не желают творить, "как принято"?). Недоброжелателей и хулителей у художника всегда хватало. Многие упрекали его в самовлюбленности и полном безразличии по отношению к тому, что называется "злобой дня". Действительно, эта "злоба" Климта не интересовала, да и ни одно из громких направлений тогдашней живописи не смогло бы безоговорочно зачислить его в стан своих апологетов - всяческих "направлений" Климт сторонился. Но при этом ему удалось - и гораздо лучше, чем кому-либо другому, - запечатлеть на своих полотнах современную жизнь и донести до нас пряную атмосферу "золотого века" венской культуры.

Выразивший свое время

Воздух любой эпохи "заразен" для живущих в ней. Сверстники начинают одинаково проклинать "отцов" и насмехаться над ними, влюбляются в одни и те же сюжеты и темы, носятся с одними и теми же впечатлениями, говорят на одном и том же языке (если даже в буквальном смысле говорят на разных языках). Это все называется духом эпохи. Но выразить этот дух доступно единицам. Такой "единицей" для декадентской эпохи стал Густав Климт. Удивительно, как точно соответствует он той же среде русских символистов, а они, русские символисты, в свою очередь, выступают ходячими иллюстрациями его творчества, его идеологии. Тем, кто хорошо знает русскую культуру начала XX века, Климт покажется абсолютно родным - его и приспосабливать-то к нам нет нужды. Все знакомо до боли - познание мира посредством символов, эстетизм вперемешку с эротизмом, приверженность к эпатажу, воинствующий индивидуализм ("я - художник, этим и интересен")... Есть в этом своя правда, есть своя ложь. Но Климт - это целый мир, из которого, погрузившись в него, трудно выгрести. И он узнается с первого взгляда - вот хотя бы по этому перете-канию тела в орнамент, а орнамента - в тело, по (при всем своем "ясновидении") влюбленности во внешнюю форму.
Назад К списку картин