Искусство

История искусства

Василий Васильевич Кандинский



Художник - революционер

Признанный пионером абстрактной живописи, Василий Кандинский оказал революционное воздействие на искусство XX века, открыв ему новый художественный язык. Василий Васильевич Кандинский

Кандинский изучал живопись в Мюнхене с 1896 по 1900 годы. До нас не дошло ни одной работы, относящейся к этому периоду, но из записей самого Кандинского следует, что в это время его манера оставалась традиционной и во многом ученической. Самые ранние сохранившиеся картины Кандинского относятся к периоду между 1900 и 1908 годами. Они пестры как по стилю, так и по тематике, что, в общем, нормально для начинающих художников, только нащупывающих свой индивидуальный путь.

Помимо картин, написанных маслом "под импрессионизм", Кандинский создал несколько работ по мотивам русского фольклора в них он обратился к темпере. Уже сами их названия характерны - например, "Волжская песня". Это очень стилизованные произведения, в которых - из-за использования люминесцирующих красок на темном фоне - возникал эффект цветного витража. Причина их появления вполне ясна - давала о себе знать тоска по Родине.

К тому же времени относится ряд гравюр на дереве - в них Кандинский осваивал технику, с которой познакомился, учась у Франца фон Штука. В этих гравюрах он ближе, чем где-либо, приближается к абстрактному изображению. Фигуры еще сохраняют конкретность очертаний, однако сведены к простым, плоским формам.

Первые сознательные шаги в направлении абстракции Кандинский сделал в 1908 году, вернувшись в Германию из странствий по Европе. Первые работы этого периода по-прежнему сохраняют связь с Сезанном и другими импрессионистами, но связь эта становится все тоньше - художник напряженно ищет органичную и самобытную манеру, набрасывая контуры уникального художественного мира. Не отказываясь пока от сюжета, Кандинский начинает по-своему трактовать законы перспективы и постепенно расширяет палитру. Его пейзажи превращаются в необычные плоскости яркого, густого цвета. "Меня мало интересовали деревья или дома сами по себе, - вспоминал художник. - Накладывая на холст цветные линии и пятна, я хотел заставить предметы петь с той силой, что была известна мне одному".

1912 годом датируются первые принципиально абстрактные картины Кандинского, называемые им "впечатлениями", "импровизациями" или "композициями". Впечатление, объяснял он, возникает как непосредственный отклик на явления реального мира, импровизация чисто интуитивна, а композиция строится на основе подготовительных этюдов.

С этого времени уже можно говорить о "стиле Кандинского". Немногие (вроде Франца Марка, ставшего его соратником) поняли смысл его исканий; большинству новые работы Кандинского показались бессмысленной мазней. Художник был вынужден защищаться: "Я не собираюсь изображать музыку, - писал он. - Я не собираюсь изображать свои мысли... Я хочу всего лишь создавать хорошие, необходимые, живые картины, которые будут понятны хотя бы нескольким зрителям".

Его "композиции" становились все сложнее и все беспредметнее. И сколько бы не твердили художественные критики, что эти полотна не более чем случайное, а оттого нелепое сочетание форм и цветовых пятен, на самом деле Кандинский тщательнейшим образом продумывал каждое свое полотно. Так, например, для "Композиции VII" он сделал более 30 предварительных эскизов маслом и акварелью.

Потом последовало некоторое затишье. Творческая активность художника упала. В течение года, прошедшего после возвращения Кандинского в Россию в 1915 году, он практически не писал. С 1914 по 1921 годы он написал всего 40 картин, что просто несопоставимо с созданным раньше. Причиной тому - пошатнувшееся здоровье и большая занятость на государственной службе. Но даже эти немногие картины показывают, в каком направлении развивался художник. Его работы стали более аналитическими, более организованными, более сдержанными по цвету. В их основе теперь, как правило, лежал один-единственный элемент - круг, трапеция или другая геометрическая форма.

С 1921 по 1933 годы Кандинский преподавал в "Баухаузе", где продолжил систематически модернизировать свои конструктивистские композиции. На его полотнах появились новые геометрические формы - сетки, пучки линий, параллельные отрезки и клинья, причем каждая форма существовала не сама по себе, но мотивировалась принципами общей композиции картины. В этих работах все элементы кажутся находящимися в движении, перемещающимися по плоскостям и взаимодействующими друг с другом.

Особенно плодотворным оказался период жизни художника, начавшийся в 1926 году, когда школа "Баухауз" переехала в Дес-сау.

Между 1926 и 1933 годами Кандинский написал 159 картин маслом и 300 акварелей. Многие из них были, к сожалению, утрачены после того, как нацисты объявили живопись Кандинского "дегенеративной".

Если сравнивать начало и конец этого периода, то нельзя не заметить - его формы стали мельче, разнообразнее и уже не столь жестко связывались со строгими геометрическими фигурами.

"Баухауз" фашисты закрыли в 1933 году, и Кандинский перебрался в Париж, где все дальше отходил от простых геометрических форм. Его картины по-прежнему были беспредметными, но в них все настойчивее стали появляться мягкие синусо-идные формы, многие из которых напоминали микроорганизмы. Их так и называют - "биоморфные". Новые изобразительные элементы чувствовали себя довольно непринужденно в пространстве картины, словно плавая по всей поверхности холста.

Кандинский продолжал работать практически до самой смерти, оставаясь адептом абстракционизма, который, как считал художник, не выдумка изощренного ума, а естественный и закономерный результат эволюции искусства.
Форма и цвет
Революционерам в искусстве всегда приходится очень много объясняться с публикой. Это связано с тем, что все новое обыкновенно вызывает непонимание и протест. Приходится доказывать свою правоту. Кандинский - не исключение. Он написал немало теоретических работ. И его абстракционизм - это не только живопись, но и тексты, эту живопись комментирующие. Только предоставив краскам и формам полную свободу, новое искусство, как считал Кандинский, сможет обеспечить "эффективный контакт с душой". При этом материал оказывается неисчерпаемым, потому что число красок и форм и их сочетаний (а значит, и воздействий на зрителя) безгранично. "Цвет является средством, - утверждал художник, -которым можно непосредственно влиять на душу. Цвет - это клавиши; глаз - молоток; душа - многострунный рояль".
Назад К списку картин