Искусство

История искусства

Корреджо (Антонио Аллегри)



Мастер из Корреджо

В своем творчестве Корреджо предвосхитил не только находки маньеристов, но и определенные черты стиля барокко.

    Антонио Аллегри, прозванный Корреджо по месту своего рождения (Корреджо - небольшой городок на севере Италии), появился на свет приблизительно в 1489 году. Ему выпало на долю стать самым младшим в ряду великих художников Высокого Возрождения, среди каковых обыкновенно называют Микеланджело, Рафаэля, Тициана и Леонардо да Винчи. Джордже Вазари, кроме того, отмечал, что Корреджо "был первым, кто в Ломбардии начал делать вещи в новой манере", то есть явился первым маньеристом.

    Сведения о семье Корреджо весьма противоречивы. Ранние биографы художника утверждают, будто его родители были очень бедны, однако существуют источники, опровергающие эту точку зрения. Согласно им, отец героя нашего выпуска занимался торговлей и имел некоторый достаток. "Купеческая жилка", несомненно, присутствовала и в характере самого Корреджо. Заработанные деньги он вкладывал, как правило, в приобретение сельскохозяйственных угодий в окрестностях родного города, и эти вложения (всегда - продуманные) рисуют нам образ человека, блюдущего свою выгоду и умеющего наилучшим образом распорядиться своими доходами.

    Предполагают, что первым учителем Корреджо был его дядя, Лоренцо Аллегри. По другим сведениям, он получил художественное образование в Модене, в мастерской Франческо Феррари. Впрочем, эти версии не противоречат друг другу. Отметим также, что в юности мастер испытал влияние Андреа Мантеньи (1431-1506), бывшего придворным живописцем маркизов Гонзага, правителей Мантуи. Семья Гонзага владела Мантуей с 1328 года, и под их руководством город превратился в один из крупнейших культурных центров Италии. Что касается Корреджо, то он участвовал в работах над росписями мантуанской церкви Сант-Андреа (трудясь бок о бок с сыновьями Андреа Мантеньи). Здесь он закончил оформление надгробной капеллы Андреа Мантеньи, написав фигуры четырех евангелистов, и выполнил два тондо ("Святое семейство" и "Положение во гроб") для атриума церкви.

    Влияние стиля Мантеньи прослеживается почти во всех ранних работах Корреджо (к ним принято относить работы, созданные им между 1510 и 1514 годом). Явственно слышится "мантеньевский призвук", например, в "Мадонне с Младенцем и музицирующими ангелами" и "Рождестве со святой Елизаветой и маленьким Иоанном Крестителем". Перелом в стилистике Корреджо, его отказ от следования манере Мантеньи, иллюстрируется "Мадонной со святым Франциском", выполненной художником, как свидетельствует контракт, заключенный 30 августа 1514 года, для францисканского монастыря в Корреджо. В это время молодой живописец много путешествует за пределами родной провинции, изучая творения Рафаэля, Леонардо да Винчи (его влияние несомненно в таких работах нашего героя, как "Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем"), Тициана и других "старших современников".

    В 1517 году перед нами уже не ученик, но зрелый мастер. Именно в этом году Корреджо получил заказ на работу, известную ныне как "Мадонна из Альбинеи". К сожалению, эта первая "взрослая" картина художника утеряна - о ней ничего не слышно с 1600 года. Но сохранившиеся копии "Мадонны" свидетельствуют о том, что ко времени ее написания недюжинное дарование живописца развилось вполне. Кроме того, некоторые детали одной из копий позволили исследователям утверждать, что знаменитый "Женский портрет" (ок. 1518), хранящийся в Эрмитаже и приписывавшийся ранее Лоренцо Лотто, на самом деле принадлежит кисти Корреджо. Подпись ANTONIS LAETVS FACIEBAT, стоящая под "Мадонной из Альбинеи", имеет в "Женском портрете" краткую форму - ANTON. LAET. Кроме того, в женщине, изображенной на картине, историки искусства "узнали" Веронику Гамбара, знатную даму из Корреджо. Судьба героини "Женского портрета" замечательна во многих отношениях. Она происходила из знатной семьи и получила блестящее для особы женского пола гуманитарное образование. В 1510 году Вероника Гамбара вышла замуж за князя Джильберто X да Корреджо и проявила себя как добродетельная супруга и мать, а также как... государственный деятель. Примерно в это же время, вероятно, она начала писать стихи, которыми восхищались такие строгие ценители, как Ариосто и Аретино. К сожалению, брак поэтессы с хозяином города Корреджо оказался недолгим. В 1518 году Джильберто X скончался. Корреджо изобразил Веронику Гамбара держащей в руках сосуд с надписью МН1ЕМ(^Е8. Так назывался настой, имевший, согласно древним медицинским трактатам, свойство успокаивать боль. В данном случае - душевную боль, испытываемую неутешной вдовой.

    Сведения о личной жизни самого Корреджо немногочисленны. Известно, что в 1519 году он женился на шестнадцатилетней Джироламе Мерлини и прожил с нею в любви и согласии до 1528 года, когда Джиролама умерла (полагают, что причиной ее смерти были тяжелые роды). В воспоминаниях современников художник предстает замкнутым человеком, сосредоточенным на своей работе и предпочитавшим проводить часы досуга в тесном семейном кругу. Сохранились также свидетельства о бережливости Корреджо. Вазари отмечает, что "обремененный семейством, Антонио постоянно старался беречь деньги и вследствие этого стал таким скупым, что скупее людей не бывает".

    В конце 1518 года мастер, возможно, побывал в Риме. Документальных свидетельств об этой поездке мы не имеем, но стилистический разрыв между такими работами, как "Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем" или "Женский портрет", и более поздними фресками, выполненными в пармском монастыре Сан-Паоло, слишком велик. Это дает основания полагать, что художник пережил некое "откровение". И вполне вероятно, что "откровение" было связано с микеланджеловскими фресками Сикстинской капеллы.

    В 1520 году Корреджо приступил к работе над росписями купола церкви Сан-Джованни Эванджелиста в Парме. Увы, некоторые из этих росписей были уничтожены в конце XVI столетия, когда, дабы расширить церковь, потребовалось сломать некоторые конструкции, украшенные фресками Корреджо.

    "Кульминационной" работой Корреджо, несомненно, должна считаться фреска "Вознесение Богоматери", занимающая весь огромный купол Пармского собора. Увы, эта блестящая фреска не вызвала большого восторга у современников и особенно у непосредственных заказчиков - монахов, - пренебрежительно сравнивавших ее с "рагу из лягушачьих лапок". Говорят, что от уничтожения фреску спас лишь восхищенный отзыв Тициана. Монахи будто бы спросили у мастера, проезжавшего через Парму, стоит ли фреска уплаченных за нее денег. "Возьмите купол, - отвечал им Тициан, - переверните его и наполните золотыми монетами, и тогда вы еще не заплатите того, что стоит эта живопись". В тот же период Корреджо создал по заказу Федериго II Гонзага целую серию мифологических картин. Наиболее известны среди них работы из цикла "Любовь богов", повествующего о любовных "похождениях" Юпитера, - "Даная", "Леда" и другие. Для матери Федериго, Изабеллы д'Эсте, Корреджо написал две картины аллегорического характера - "Добродетель" и "Порок" (Изабелла д'Эсте была большой поклонницей "аллегорического жанра"). А между 1527 и 1532 годом мастер создает свои наиболее значительные станковые работы - "Мадонну со святым Иеронимом" (известную еще как "День") и "Рождество" ("Ночь"). Последняя картина является подлинным шедевром. Особенного внимания здесь заслуживают световые эффекты, переданные Корреджо необычайно искусно. "Ночь" - одна из последних работ мастера. Он скончался 5 марта 1534 года. Напившись холодной воды в жаркий день, он, как свидетельствует Вазари, слег в "жесточайшей лихорадке" и более не вставал.
К списку работ Продолжение