Женские портреты
Казалось бы, в конце XIX века в женский портрет сложно было привнести что-то новое. Женщин писали все - начиная с самых "махровых" академиков и заканчивая
рьяными модернистами. Но женские портреты Кассат все же несколько отличаются от портретов других художников -в том числе, и импрессионистов. В искусствоведческой
литературе можно найти по этому поводу примерно такие слова: "Художница видела в своих героинях душу". Но ведь нельзя же утверждать, что другие живописцы не
видели в своих моделях ни души, ни характера, ни индивидуальности. Мы называем великих портретистов "великими" именно потому, что они раскрывали внутренний
мир своих героев (и героинь). И таких портретистов было в истории живописи вполне достаточно. В таком случае - чем нов взгляд Кассат на женщину ? Прежде
всего, тем, что она сама была женщиной. Именно поэтому она смогла привнести в женский портрет совершенно незнакомую до нее интонацию. Представленные здесь
работы - "Леди за чайным столом", 1883-85 (на след. стр.), "Объяснение" (вверху) и "Портрет Селесты в соломенной шляпке", 1891 (далее) -
интересны как раз этой особенной интонацией, призвуком, которых не было ни у кого другого.
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер