Искусство

История искусства

Уильям Блейк



Художник-мистик

Современники не оценили талант Блейка, а его самого считали "полусумасшедшим визионером". Лишь через сто лет после смерти мастера его признали одним из величайших деятелей английского искусства.

    Уильям Блейк был одним из самых оригинальных художников в истории мирового искусства, хотя прожил жизнь, на первый взгляд, прозаическую и скучную. Он даже никуда не выезжал из Лондона (не считая тех трех лет, что он прожил в поместье одного из своих покровителей). Объяснение этому можно найти одно - Блейку не требовались внешние впечатления, поскольку душа его всегда была переполнена впечатлениями внутренними.

    На формирование личности художника во многом повлияли его родители. Отец Блейка был весьма образованным для своего круга человеком. Образованность эта носила, правда, особый характер - Блейк-старший читал Сведенборга и Бёме, увлекался мистическими трактатами и духовидческими откровениями. Свободы детей он ни в чем не ограничивал. И, таким образом, маленький Уильям довольно рано начал читать все, что попадалось под руку, - то есть все тех же Бёме и Сведенборга. Вскоре впечатлительный мальчик сообщил матери, что "видел ангелов в кронах деревьев и пророка Иезекииля на лужайке". Мать отшлепала юного визионера (семья Блейков, несомненно, была не совсем обычной, но "молоть чепуху" в ней детям все-таки не дозволялось).

    По свидетельствам современников, Блейк всю жизнь оставался глубоко верующим человеком (хотя, конечно, в его вере было мало общего с традиционным англиканством). Он полагал, что искусство, религия и воображение неразделимы, как Святая Троица. И эту идею мастер последовательно воплощал в жизнь.

    "Мистический стиль" Блейка-художника развивался не на пустом месте. Другие художники его времени - например, Флаксмен и Фюсли - также отдавали предпочтение воображаемым сюжетам перед сюжетами, взятыми "из жизни". Однако если для них это было, по большому счету, игрой, то Блейк относился к своим картинам более чем серьезно.

    Работы его не всегда поддаются однозначной расшифровке, в них порою скрывается несколько смысловых слоев, их символика сложна и многогранна. Этим картины Блейка отличаются от картин его современников, поскольку если последние и заключали в свои работы некие "загадочные символы", то все это был весьма наивный символизм. Отгадать "загадку" не составляло труда. Не то - у Блейка, в чьих небольших по формату картинах (вот еще одно его отличие от современных ему живописцев - он почти никогда не писал "масштабных" полотен) таится великое множество символических посланий, не все из которых можно сразу разглядеть.

    В стилистическом отношении работы Блейка совершенно индивидуальны. В частности, мастер придавал особое значение чистым контурным линиям и не признавал "пятнистых и смазанных демонов", кои, по его мнению, населяли полотна Джошуа Рейнолдса и многих других художников той эпохи. Среди живописцев прошлого он выделял Микеланджело, восхищаясь мощью его образов.

    Еще одной особенностью творчества Блейка является то, что в нем художник часто руководствовался видениями. С течением времени ему становилось все труднее отделять их от реальной жизни. Сам Блейк говорил, что эти видения "не просто облачко тумана; они настолько отчетливы, что постоянно напоминают о существовании потустороннего мира, не менее реального, чем этот бренный мир".

    Техника Блейка была не менее оригинальной, чем его стиль или видение мира. Мастер почти никогда не работал масляными красками. Сохранился лишь один этюд маслом, относящийся к раннему периоду его творчества (некоторые специалисты, кроме того, полагают, что этот этюд написал не Блейк). Маслу художник предпочитал акварель и темперу. Последнюю технику он очень любил и называл ее техникой фрески, хотя к настоящим фрескам его темперные работы имеют мало отношения, поскольку фреска - это настенная роспись по штукатурке, а Блейк писал на загрунтованной доске. Работая в этой технике, он полагал, что следует великим итальянским мастерам прошлого (до распространения масляной живописи они действительно писали темперой, но замешивали ее не на клею, как наш герой, а на яичном желтке).

    Наиболее ярко талант Блейка-художника проявился в гравюре. Здесь он использовал два основных метода. Менее сложный метод состоял в создании монотипий (хотя эти работы Блейка чаще принято называть "цветными гравюрами"). Рисунок наносился на деревянную пластину или кусок плотного картона (многие художники - но не Блейк - использовали также стеклянные и металлические пластины) и затем прижимался с помощью пресса к листу бумаги. Полученный оттиск раскрашивался от руки акварельными красками. Теоретически с одной пластины можно сделать только один оттиск (потому техника и называется монотипией), но на самом деле такой способ позволяет получить два или даже три оттиска - правда, каждый последующий будет бледнее предыдущего.

    Второй метод, использовавшийся Блейком, был куда более сложен. Его он использовал при создании своих "иллюминированных книг", гравируя на одной пластине и текст, и иллюстрации к нему. Отпечатанные страницы Блейк раскрашивал от руки акварелью и тушью, поэтому среди отпечатков одной и той же пластины нет одинаковых - каждый уникален.

    Некоторые "иллюминированные книги" Блейка были отпечатаны спустя много лет после завершения работы над гравировальными пластинами. Дело в том, что у художника не было своего дома, он всегда жил на съемных квартирах, и поэтому ему удобнее было хранить свои книги в виде компактных пластин, а не в виде готовых томов. По просьбе заказчика он всегда мог довольно быстро отпечатать и раскрасить любую книгу. Правда, заказчиков было, мягко говоря, не так уж много. Современники не признавали таланта Блейка и считали мастера "полусумасшедшим визионером". Лишь некоторые из них отдавали ему должное, говоря, что в его работах "действительно что-то есть".

    Только во второй половине XIX века пробудился интерес к творческому наследию художника. Одним из поклонников Блейка был Данте Габриэль Россетти. Десятилетним мальчиком (в 1847 году) он случайно купил блейковский альбом зарисовок, и с этого момента началась его любовь к этому (уже совершенно забытому к тому времени) художнику.

    Впоследствии этот альбом много помог Джилкрайсту, первому биографу Блейка, а также поэту и критику Алджернону Чарлзу Суинберну, в 1868 году опубликовавшему пространное эссе о Блейке.

    В 1893 году творчеством нашего героя заинтересовался известный ныне поэт Уильям Батлер Иейтс, а в 1920 году о нем написал Томас Стернз Элиот. Но для того чтобы интерес к Блейку стал все английским, потребовалось еще несколько лет. Только в 1927 году, когда отмечалось столетие со дня смерти художника и поэта, Блейка, наконец, признали, "одним из величайших деятелей искусства Великобритании".
Назад К списку работ