Искусство

История искусства

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО

РУССКОЕ ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО

Но главное все же башни, которые ставили по углам крепости и в стенах. День и ночь не смыкали тут глаз дозорные, стояли пушки, хранились припасы и вся боевая снасть. А в надвратных, или проезжих, устраивались мощные и хорошо защищенные ворота. По форме башни были разные: квадратные в плане, шести- или восьмиугольные - "круглые", как их тогда называли. Как правило, их делали двухъярусными, с нижним и верхним боем, нередко с бруствером из теса над воротами. Надвратная башня Николо - Корельского монастыря (музей “Коломенское”). 1691 - 1692.

Огромный интерес представляют остатки мощных деревянных крепостей XVII века, возведенных в Сибири потомками ратников Ермака, отважными русскими землепроходцами, прокладывавшими путь на Амур и к Великому океану. Когда-то таких крепостей было немало: Полым, легендарная Мангазея за Полярным кругом, Якутск, Братск, Илимск... Их неприступные стены и башни, храмы и дома олицетворяли могущество русского человека, прочно утвердившегося от Урала до Тихого океана не столько силой оружия, но благодаря высокой культуре, поразительному трудолюбию хлеборобов, таланту и умению зодчих и строителей.

Немного осталось от тех времен: по одной угловой башне в Илимске и Бельске, две в Братске на Ангаре (одна из них перенесена в древнее село Коломенское в Москве) да надвратная башня Якутского острога- великолепное в своей первозданной силе и красоте деревянное сооружение очень простой и цельной формы.

Но образ сторожевой оборонной башни с ее лаконичным и суровым силуэтом, олицетворявшим спокойствие и независимость страны, не исчез бесследно и, несомненно, оказал большое влияние на эстетическое мировоззрение народа. Башня    Братского    острога (музей “Коломенское”). 1652.

Из всех форм боевых башен наиболее удачной не только с практической, но и с художественной точки зрения оказалась восьмигранная, а самым целесообразным и выразительным покрытием такого восьмерика явился шатер, на вершине которого обычно находилась сторожевая вышка. Конструктивная основа его - пирамидальный бревенчатый сруб, связанный "в лапу", то есть без остатка, и опирающийся на нижние концы слегка выгнутого повала.

Появился шатер очень давно - по-видимому, сначала в оборонном, а затем в храмовом зодчестве. В церквах он завершался луковкой, стоящей на небольшом барабане и покрытой деревянной черепицей-лемехом. Поначалу лишь практическое приспособление для защиты башни от дождя, снега и ветра, со временем шатер прочно утвердился в древнерусской архитектуре, стал в известном смысле ее олицетворением. Ведь образ этот нес в себе глубокое содержание. В нем собрались и своеобычно преломились древние национальные эстетические представления, возвышенные патриотические идеалы народа, героическая история России. Во всю силу прозвучала эта тема в таких памятниках русского Севера, как величественная церковь в селе Белая Слуда на Северной Двине (1642), возвышавшаяся над землей на сорок с лишним метров, Кемский собор (1714), колокольни в Цывозере (1658) и Кулиге Драковановой (XVI век), церкви в селе Варзуга Мурманской области (середина XVII века), Верхней Уфтюге (1784) и других.

Вторая половина XVIII столетия - сложный и противоречивый, весьма драматичный, но знаменательный период русской истории. В тугой, неразрывный узел сплелись блистательные победы над внешними врагами и взрывы народного гнева, вылившиеся в восстание Емельяна Пугачева, утверждение русской государственности и страшное обнищание крепостного крестьянства, резкое усиление дворянства и могучий взлет национального самосознания. Это эпоха Суворова и Ушакова, Кулибина и Ползу-нова, Новикова и Радищева, Фонвизина и Федора Волкова, Растрелли и Баженова, Рокотова и Левицкого. А еще - время последнего расцвета деревянной шатровой архитектуры, своеобразно воплотившей дух времени и характер народа. Именно тогда на Севере возникают чудесные шатровые церкви и часовни, а в их числе одна из лучших - Успенская церковь в Кондопоге.




Назад Продолжение