Искусство

История искусства

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО

ГЕРОИЧЕСКОЕ СКАЗАНИЕ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЖИВОПИСИ

Ангел одет в короткую зеленую тунику с повязкой на груди. Обычно так бывают одеты те, кто казнит людей. Например, в Дечанах 9 на фресках, изображающих события церковного календаря под 30 октября, мы видим сцену усекновения главы св. Зиновии и св. Зиновия. Палач одет в короткую подпоясанную тунику, схваченную на груди широкой повязкой. Да и в среднике самой иконы из-под лат архангела видна темно-зеленая рубашка, не доходящая до колен, с поднятыми, как и у ангела в клейме, до локтя рукавами. Значит, эту одежду можно назвать воинской. Следовательно, в клейме ангел-воин карает мечом поверженных людей.

В "Егоровском сборнике" XVI века 10 одна из последних миниатюр к "Сказанию Пандолеонта" о чудесах архангела Михаила иллюстрирует главу "О праведном Иове". Она изображает в нескольких сценах пророчество Иезекииля о гибели Иерусалима п, которое в сказании Пандолеонта изложено как пророчество о последних днях мира. Призванные божеством мужи должны пройти "посреди Иерусалима" ("посреди мира" - у Пандолеонта), и один из них на теменах праведных делает знак, а шесть вооруженных, идущих вслед за ним, получают приказ: "исеците, и не щадите очима вашима, и не помилуйте старца и уношу и девица и младенца и жены убиете не потребление..." 12

В миниатюре соединены три сцены: появление того, кто приказывает это совершить; ангел в лорах отмечает знаком праведных; шесть ангелов поражают упавших на землю неправедных. Композиция очень сходна с клеймом иконы, только вместо шести ангелов пророчества - в иконе - один. Думается, что, несмотря на это, клеймо можно толковать как "Пророчество Иезекииля". Приведем еще и следующие соображения.

Здание типа крепостной башни можно принять за изображение Иерусалима, к которому отнесен текст пророчества в Библии; за этим клеймом следует "Видение Даниила" о зверях четырех царств. Огненные языки, вырывающиеся из-под лап зверей,- знак того, что изображена гибель царства последнего зверя, тело которого было "предано на сожжение огню" 13 и который в росписи Успенского собора г. Владимира символизирует "Антихристово царство". В 3-м клейме упавшие люди

oтакже охвачены пламенем; видимо, изображена гибель подчинившихся власти Антихриста; в пророчестве Иезекииля их уничтожили посланцы божества. 3-е и 4-е клейма объединяет фигура ангела. Движением рук он указывает на горящих зверей и оглядывается вниз на охваченных пламенем поверженных людей. Все это позволяет нам истолковать клеймо как "Пророчество Иезекииля".

14-е клеймо. Композиция представляет собой большой круг, в который вписан второй со смещенным книзу центром. Оба круга залиты темно-голубой краской. Во внутреннем - падающие дома, чудища, люди в сильном движении,- все кажется призрачным и видится как бы из-под воды. Более темным и вещественным выглядит некое подобие длинного ящика в центре большого круга. Оно разграфлено горизонталями и вертикалями так, будто сложено из камней или сколочено из досок.

Композиция расположена под клеймом "Разрушение Содома", и ее можно понять как "Разрушение Содома и Гоморры серным дождем". В росписи Архангельского собора Московского Кремля (1652-1666) имеется этот сюжет и так же изображено затопление города водой. В шигой пелене "Троица с бытием" 1593 года 14 в воде обступающей город, тонут люди и дождь белыми полосами льется на городские дома.

Однако, несмотря на внешнюю связь двух композиций, такое объяснение сюжета не кажется убедительным. Изображение круга, по-видимому, предполагает всемирный масштаб бедствия, и, скорее всего, в середине композиции - Ноев ковчег. Если это так, то во внутреннем круге изображена гибель всего живого от всемирного потопа, а косые штрихи между кругами, видимо, и есть дождь, который заливает землю.

Ни в одном сказании о чудесах архангела Михаила, записанном в Великих Четиих Минеях, нет упоминания о "Всемирном потопе". Пока сюжет удалось обнаружить в печатном Прологе 1675 года: "И правитель бысть ангел ковчегу в зельных водах и ветрах". Этот текст в печатном Прологе основывается, должно быть, на каком-то упоминании "Всемирного потопа" в рукописях, так как большая часть сказания повторяет почти дословно записанное в Великих Минеях Четьих "Сказание... сведено вкратце".

Маленькая фигурка ангела в правом верхнем углу клейма, наверное, и изображает правителя ковчега, а дома, и звери, и люди, погребенные в водах,- погибший мир.

15-е и 16-е клейма считаются связанными с историей покаяния царя Давида, изображенной в 17-м клейме: в 16-м ангел изгоняет царя Давида с ложа Вирсавии - жены Урии Хеттянина; в 15-м - царь Давид беседует с Урией Хеттянином, посылая его на верную гибель. Это предположение объясняет и соседство этих клейм и соответствует следующему тексту из "Сказания Пандолеонта": "Урию Хеттова убил еси оружием и жену его поял еси себе"15,- так обвиняет царя Давида пророк Нафан в 17-м клейме иконы.

Но это объяснение можно подвергнуть сомнению, так как: явление ангела связано только с "покаянием"; цари во всех трех клеймах одеты по-разному; в 15-м - на царе красный плащ, длинная синяя одежда с охряной каймой по подолу и на груди, украшенная оплечьем, на голове трехзубчатая корона; в 16-м - человек на коленях одет в красную короткую тунику с круглым воротом, отороченным каймой, голова утрачена, венец неразличим; в 17-м - царь Давид в синей длинной одежде без украшений и красном плаще, венец - род облегающей голову шапки.

Трудно предположить, чтобы в иконе не было соблюдено иконографическое единство в изображении одного и того же лица. Это противоречит самому существу средневекового искусства, которое было общедоступно благодаря закономерности символов, жестов, одежд. Думается, что содержание клейм требует иного толкования.

15-е клеймо. Перед царем, сидящим слева на высоком престоле с двумя ступенями, стоит группа мужей. Фон составляет стена, здание с двускатной крышей, фронтон дома заполняет пальметта. Сверху к царю летит ангел с нацеленным в него копьем. (В иконе "Архангел Михаил с чудесами", XVI век, из Троице-Сергиевской лавры это клеймо лучше сохранилось: там также в руках ангела длинное копье, нацеленное в царя.) Ноги сидящего на троне не опираются на ступени, а висят над ними в воздухе. Должно быть, это означает неустойчивость, падение. Очевидно, ангел свергает царя с престола.

В печатном Прологе 1675 года пояснить деяние ангела можно следующим текстом: "ангел же изрину Навуходоносора царя за гордость его от царского сана и от человека в скота странна претвори" 16. Люди, изображенные перед царем, видимо, приближенные Навуходоносора, внимавшие словам, за которые он был наказан. Одеяние царя сходно с одеждой Навуходоносора в клейме "Три отрока в пещи огненной". Здание царского двора в этих клеймах завершено фронтоном с пальметтой, цвет палат - зеленый. Также нужно принять во внимание, что мужи в клейме перед царем безмолвствуют- руки их скрыты одеждой,- говорит царь (в согласии с библейским рассказом).




9 Павле Миёвич,. Дечани. Београд, 1963, табл. 52.
10 ГБЛ, Е. 1844.
11 Библия, Книга пророка Иезекииля, IX, 6-12.
12 Великие Минеи Четий, стлб. 280.
13 Библия, Книга пророка Даниила, VII, 11-12.
14 Вклад Д. И. Годунова в Ипатьевский монастырь (ныне в Оружейной палате). А. Н. Свирин. Древнерусское шитье. М., 1963.
15 Великие Минеи Четий, стлб. 260.
18 Пролог печатный, 1675 год. "Сказание о чудесах великого божия архистратига Михаила",, л. 45.



Назад Продолжение