Скульптура

Скульптура

Скульптура – вид искусства, создающий формы в трех измерениях – в высоту, ширину и глубину с использованием различных материалов и особых технологий – высекания, лепки и литья.

МИКЕЛАНДЖЕЛО
МИКЕЛАНДЖЕЛО
Раб-атлант
ок. 1519-1536 гг.,
мрамор, 277 см (высота).
Галерея Академии, Флоренция (Италия)

Как уже говорилось выше, скульптура -это объемный объект, обладающий тремя измерениями: высотой, шириной и глубиной. Если объект не полностью отделен от своего заднего плана, как это часто встречается в декоре постаментов памятников, это барельеф. Прекрасный тому пример – “Фараон Сети I и Хатор, богиня радости”.

Если формы произведения почти полностью выступают из стены, оно называется горельефом, например “Сцена охоты” из храма Халебид в Индии. И, наконец, если статуей можно любоваться со всех сторон, это – круглая скульптура, например “Венера Милосская”. Ваять можно из любого материала, но в зависимости от того, какой из них используется, меняются техники.

Техники, адаптированные к материалам

Основная скульптурная техника – лепка. Художник вылепливает руками из воска или влажной глины формы, которые он затем “доводит” с помощью инструментов -шпателя или стека. Эта техника применяется для работы с мягкими материалами: глиной, воском, гипсом или пластилином. Если скульптор, подобно Микеланджело, создававшему своего “Раба”, работает с твердым материалом, таким, как мрамор, камень, дерево, слоновая кость или драгоценные камни для миниатюрных форм, постепенно удаляя лишнее, то речь идет о высекании. Скульптор может также создать лишь авторскую модель, которую мастер-специалист высечет из мрамора или камня, а автор ее потом подправит.Если используемый материал – бронза, применяется техника литья. Жидкую бронзу заливают в форму, изготовленную художником по собственной модели, чаще всего гипсовой. Эта техника позволяет воспроизвести модель в нескольких экземплярах.

Все источники воображения

XX век отмечен интенсивным поиском новых форм: имеющихся уже не хватает. Современные художники стремятся воспроизводить даже пространство и время. Появились скульптуры движу щиеся под воздействием ветра или мотора, а также светящиеся. Технических приемов, использующих возможности современного производства, становится все больше и больше, так же как и материалов. Художники, например Рауль Хаусманн, – к традиционным материалам (мрамору и бронзе) добавляют различные сварные и кованые детали (медь, железо, алюминий), а также пластмассу, картон. Они даже используют промышленные отходы и предметы повседневного обихода.

Искусство и ремесло

Искусство отличается от ремесла одним существенным моментом. В ремесле технические тонкости всегда одинаковы: слесарь, ставя заклепку, пользуется раз навсегда наработанным опытом. В изобразительном искусстве художники постоянно изобретают новые технические приемы, чтобы с их помощью создавать новые формы

Похожие

Leave a Comment