Акварель

М. Врубель. Царевна Волхова. Н. И. Забела-Врубель в роли Волковы в опере Н. А. Римского-Корсакова Садко. Акварель. 1898.

М. Врубель. Царевна Волхова.
Н. И. Забела-Врубель в роли Волховы в опере
Н. А. Римского-Корсакова "Садко".
Акварель. 1898.
    Многие из нас уже в ранние годы познакомились с акварелью. Ведь все мы, за редким исключением, в детстве рисовали. Рисовали смело, интересно и, конечно, любили раскрашивать свои рисунки. Тут на помощь приходили акварель и цветные карандаши.
    Все было просто. Потрешь мокрой кисточкой нужную краску, прикоснешься к бумаге, и возникали яркие картинки.
    Так рождалось первое чувство творческой радости.
    Потом те, кто посвятит себя искусству, узнают все многообразие, сложность, капризный характер и удивительные свойства акварели. Поймут, что овладение этим, казалось бы, таким простым материалом требует настойчивости и упорного труда.
    По своей природе акварель прозрачна и ложится тончайшим слоем на бумагу, белый цвет которой, просвечивая сквозь слои красок, принимает самое активное участие в художественном процессе и придает произведению легкость и свежесть.
    Акварель в отличие от масла не терпит длительного письма, и поэтому предварительно нужно строжайшим образом продумать все - общую композицию, характер цветовой гаммы, сколько будет затрачено времени - словом, необходим тончайший расчет. А чтобы сохранить свежесть акварели, требуется максимальная собранность, дисциплина, так как работа идет быстро.
    Но ни в коем случае не следует спешить. Нервозность и спешка противопоказаны акварели - это ее враги.
    Внутренняя собранность, чувство времени, спокойствие и творческое вдохновение - ее друзья.
    Если работа длится два-три сеанса, то строгость к себе, естественно, повышается.
    Чтобы добиться хороших результатов, акварелист должен безупречно рисовать с натуры. Изучение формы, штудировка фигуры человека, знакомство с произведениями старых мастеров заставляют стремиться к более ясному, обобщенному графическому языку. У настоящего мастера в конце концов рождается личное понимание пластической формы.
    Добиться культуры рисунка - это главное.
    Первоосновой искусства, будь то акварель, иллюстрация, даже быстрая натурная зарисовка, является композиция. Она определяет ход работы, и если композиция найдена и углубляет идею замысла, то все остальное, подчиняясь ей, обретает ясность.
    На мой взгляд, слово "акварелист" несколько суживает представление о художнике, работающем в этой технике.
    Не было еще мастера, который посвятил бы свой талант только этой технике и ничему другому. К акварели обращались во все времена многие живописцы, скульпторы, иллюстраторы.
    В ней они видели иные, чем в масляной краске, темпере, гуаши, возможности. Ведь большой мастер всегда многогранен и стремится познать и испытать разные материалы и техники, преодолеть возникшие трудности и тем самым обогатить свой опыт.
    В творческом процессе все виды художественной деятельности находятся во взаимосвязи: без рисунка немыслима живопись, но она, в свою очередь, придает рисунку большую емкость, цветоносность; ваяние помогает пластически осмыслить трехмерность формы; работа над гравюрой приучает к дисциплине и тонкому расчету, а акварель приносит свежесть и звучность цвета.
Акварель Продолжение