Изображение растений
М. Врубель. Маргарита. Часть декоративного триптиха Фауст. Масло. 1896. М. Нестеров. Азалия. Акварель. 1910-е годы. |
Рассматривать растение необходимо с разных сторон, иначе листья и плоды помешают увидеть конструкцию, взаимосвязь элементов и
наиболее интересные фактурные особенности. Если это дерево - лучше обойти его вокруг. Небольшой цветок хорошо будет виден на фоне
белой рисовальной бумаги. (И не обязательно для этого срывать цветок, ведь можно возле него положить лист бумаги.) В итоге
выбирается удобное место, позволяющее с полнотою раскрыть характер растения.
Изображают не только одно растение, иногда возникает1 потребность в их группировании. Это усложняет композиционный поиск, но положительный результат искупает трудности. Группирование не должно переходить в форму объемистых "богатых" букетов, где цветы, стиснутые в стеклянной банке или вазе, находятся в неестественном состоянии. Посмотрите, как классически просто компонуют расположение букета в своих произведениях такие разные по времени художники, как Е. Романова, А. Васильев, И. Левитан. Следующий этап - выбор материала и приема его использования. Зарисовки на природе делаются карандашами разных сортов и цветов, соусом, сангиной, углем, пером, тушью. Но не только. Широкими техническими возможностями обладает кисть. Умение рисовать кистью - один из важнейших навыков художника. Она чутко реагирует на малейшее изменение давления руки, и след от нее, чем бы ты ни пользовался: акварелью, тушью или соусом - получается более живым, чем, например, от пера авторучки. Альбом или папка для бумаги должны быть в этом случае соответствующего, удобного размера. Кроме того, можно делать кистью быстрые зарисовки и в технике темперной или масляной живописи - одним или двумя цветами. Польза таких занятий огромна. Именно здесь происходит знакомство со сложнейшими моментами чисто "живописной кухни". Обычно цель зарисовок - познание строения растений. Анализ форм в это время можно считать первично-ознакомительным. Идет привыкание к необычным пропорциям, изучение взаимосвязи изображения и материала, понимание особенностей компоновки, композиции. Изобразительные средства могут быть разнообразными. Важно, чтобы на несложных мотивах юный художник "почувствовал" растение. Обратите внимание на рисунок А. Лаптева "Листья огурца" или на натюрморт, написанный Валентином Серовым в возрасте пятнадцати лет. Казалось бы, чем привлекли внимание мастеров обычные растения и плоды? Но с какой достоверностью, с каким художественным тактом они переданы! Начальные упражнения ведут к более сложным трем типам изображения растений: аналитическому, образно-эмоциональному, орнаментально-пластическому. |
Р. Абдурахманов. Наброски цветов и растений. Карандаш, акварель. 1978-1981. Р. Абдурахманов. Наброски цветов и растений. Карандаш, акварель. 1978-1981. |
Назад | Продолжение |