Рисование натюрморта
Так или иначе все художники проходят через изучение формы предметов, светотени, перспективы, законов цвета. Великим "тренажером" в приобретении профессиональной грамоты является натюрморт, дающий начинающему художнику возможность получить основательную профессиональную школу. Натюрморт как бы творческая лаборатория путей и методов отражения окружающего нас мира. Одни выразительны колоритом, новизной, техническим приемом, другие материальностью, светотеневым решением.На протяжении многовековой истории изобразительного творчества шло формирование натюрморта как самостоятельного жанра, главные черты которого складываются в XVII веке.
Натюрморт органично вписывается в тематические картины или портреты, где несет большую композиционную и сюжетную нагрузку, способствует раскрытию сути происходящего, воссоздает эпоху и окружение, в котором разворачивается действие.
По своему назначению натюрморты могут быть как учебными, так и творческими. Но это вовсе не означает, что одно исключает другое. Рисуя натюрморт, учащимся приходится осваивать ряд задач самостоятельно, начиная от компоновки до завершения рисунка, а это и есть те элементы творчества, которые, в свою очередь, развивают у рисующего способность размышлять, сопоставлять, анализировать.
Рассматривая произведения старых и современных мастеров натюрморта, можно определить важную закономерность. Все атрибуты, входящие в состав постановки, так или иначе объединены содержанием, темой. Подбор вещей не случаен, каждый предмет звучит и Смыслове и пластически, вместе с остальными дополняя один другого, как голоса в хоровом пении. Если, например, к столовому ножу, буханке хлеба поставить веник, то сразу станет ясно, что веник здесь лишний, а вот к ведру, табурету и тряпке он будет логическим дополнением. Художник тщательно ведет отбор предметов, ведь они призваны помогать раскрытию смысловой направленности картины, согласовываться по размеру, тону, цвету, фактуре. А это не всегда просто. Следовательно, прежде чем изображать какой-либо натюрморт, реши, что ты хочешь с его помощью сказать, какую сторону многообразной жизни отразить, чем он тебе, начинающему художнику, будет полезен с точки зрения приобретения профессионального мастерства.
Если ставить перед собой задачи, связанные с изучением конструкции, закономерностей пластики и строения формы, то и предметы нужно подбирать соответствующие. Количество предметов - запомни это! - должно быть минимальным, не более трех. Затем постепенно, по мере овладения основами изобразительной грамоты, можно довести до четырех-пяти, параллельно усложняя смысловую и художественную нагрузку постановки.
Решая натюрморт в тоне, вначале нужно ставить предметы разнообразной тональности, контрастно их освещая. Сближенные по тону предметы, мягкие переходы светотени трудны для передачи, требуют достаточной подготовленности рисующего. На начальной стадии освоения рисунка такие постановки окажутся сложными.
Последовательность изображения натюрморта.
Продолжение |