Основы рисования фигуры человека

Глава 1 || Глава 2 || Глава 3 || Глава 4 || Глава 5 || Глава 6 || Глава 7 || Глава 8

Глава третья: УМЕНИЕ ВИДЕТЬ

Визирование



Всех одаренных рисовальщиков объединяет то, что они обладают практически безошибочно верным глазом. Однажды мы были в мастерской одного иллюстратора, известного своими виртуозными навыками в рисовании. Он работал с натуры. Сперва он пометил лист сверху, затем - в самой нижней его части и, начав рисовать с головы от верхней отметки, очень быстро спустился вниз, изобразив большой палец ступни прямо на нижней отметке. Конечно же,все, что он нарисовал, было безукоризненно точно. Конечно, это мастерство описать просто, но достичь до отчаяния трудно. Другой художник, одаренный еще более ярким талантом, пишет стремительные, сложные пассажи почти не отрывая от бумаги уголь. Одной-единственной линией он может прорисовать бедро натурщика, затем, повторяя изгибы мускулов и выступы костей, в целом ногу; после чего приступить к изображению второй ноги, пересекающей первую, и двигаться дальше вверх - и все это с ювелирной точностью.

Насколько вдохновляющим является подобное мастерство, настолько же для каждого из нас должно быть очевидно, что глаз и руку можно тренировать и добиваться отличных результатов, с той же грациозностью исполнения и напряжением, свойственными большинству талантливых художников. По сути, создание верных пропорций - это аспект рисования, совершенствуемый в процессе практики и тренировки. Пропорции - это отношения частей между собой и всех элементов к целому. Хотя правильные пропорции - требование любой практики рисования, в рисунке человека точность является главнейшим качеством. Зрители обычно чувствуют гармонию форм интуитивно. Пропорции - это область творчества, где каждый считает себя достаточно компетентным критиком: "Очень удачный рисунок... Только вот чего-то не хватает...". Неверные пропорции мешают восприятию других достоинств рисунка. Когда же они верны, этого почти никто не замечает - вот к чему следует стремиться.

В данной главе вы узнаете о трех простых способах проведения замеров. При этом инструмент для рисования станет основным элементом методики, названной английским словом "sighting" (визирование).

Основы рисования фигуры человека Основы рисования фигуры человека
Поскольку мы знаем, что голова находится выше плеч, нам хочется изображать ее именно так. Верное видение предполагает забвение логики; нужно "прислушиваться" к тому, что "подсказывает" наш глаз.



Чтобы показать непосредственные преимущества визирования, одну студентку как-то попросили сделать контурный рисунок с натуры. В результате появился эскиз. После того, как ей объяснили принципы этой методики - а именно поиск средней точки (линии) - ее попросили сделать еще один набросок. Разница оказалась заметной. В первом случае, торс натуры получился неестественно вытянутым, а ноги - коротковатыми. На втором рисунке пропорции верны, да и поза натурщика более естественна.
Основы рисования фигуры человека
Этот рисунок выполнен без визирования. Обратите внимание на искаженное изображение ног и выгнутую верхнюю часть торса. Этот рисунок выполнен той же студенткой после того, как она нашла положение средней точки. Здесь соотношения ног и торса более убедительны, а поза кажется естественной.
Оглавление | На начало страницы | Продолжение