Основы учебного академического рисунка

От автора
"Рисование... такая же суровая и, главное, точная наука, как математика. Здесь есть свои незыблемые законы, стройные и прекрасные, которые необходимо изучать..."

П.П. Чистяков








    Искусство рисования - это удивительный процесс создания иллюзии видимого мира, основанный на реалистическом изображении. Важность рисунка как основы изобразительного искусства не нуждается в дополнительном пояснении. Ему отводится особая роль в обучении. В системе профессионального образования и подготовки всех без исключения специалистов художественного профиля учебный рисунок занимает ведущее место.

    Искусство рисования представляет собой единый художественно-творческий и учебно-познавательный процесс, который позволяет развить наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза, кроме того, приобрести особое видение мира и утонченность восприятия, а также теоретические знания и практические навыки в этой области. Трудно представить себе творческую личность, не обладающую этими качествами.

    Во все времена, начиная с Древнего Египта, в школах изобразительного искусства методике обучения рисунку уделялось самое пристальное внимание, благодаря чему художники оставили миру бесценные сокровища произведений архитектуры и изобразительного искусства.

    В последние десятилетия в учебных заведениях нашей страны открылось много новых специальностей художественного профиля, где основной дисциплиной является рисунок. К сожалению, существующая отечественная методическая литература оказалась не в состоянии обеспечить качество художественного образования. Предлагаемые в различных публикациях методические рекомендации и указания, как правило, чрезмерно обобщены и требуют конкретизации, а по многим аспектам нуждаются в дополнительном исследовании. Вследствие этого возникла острая необходимость в новых, более рациональных методических разработках.

    Настоящий учебник, подготовленный на основании многолетнего опыта преподавания дисциплины "Рисунок" в вузе, призван помочь студентам преодолеть трудности, возникающие при изображении различных форм, облегчить усвоение учебного материала.

    Автор, не отвергая того ценного, что наработано предшественниками, предлагает более рациональную методику обучения, проверенную в процессе длительной работы со студентами.

    В учебнике приведены основные методы и принципы изображения натурных форм. В частности, даны методические приемы и правила изображения предметов на плоскости так называемым геометральным методом. В основе его - сопоставление натурных форм с простейшими геометрическими телами. Это позволяет без особого труда разобраться в закономерностях строения любых сложных объектов и найти кратчайший путь к грамотному освоению рисунка. Геометральный метод удобен для анализа и выявления объемных форм. Он позволяет легко усвоить законы распределения света и теней на любых сложных поверхностях. Геометральный метод не является открытием автора, он был известен еще в Средние века. Предлагаемые же разработки направлены лишь на его совершенствование.

    В учебнике представлен метод конструктивно-анатомического анализа изображения головы человека и ее деталей (уха, глаза, носа, губ), фигуры человека и его конечностей. Впервые более основательно представлен автором детальный анализ построения основания носа, губ и всей нижней области лицевой части головы человека. Рассмотрены вопросы построения и постановки фигуры человека на плоскости (пола, подиума) в статической и динамической закономерности, в положении контрапоста (с опорой на одну ногу) и связанные с этим изменения формы отдельных частей тела; раскрыты закономерности изображения объектов в перспективном ракурсе на различном расстоянии, кроме того, сделан акцент на корректировки, необходимые в процессе работы над рисунком, и др.

    Особого внимания заслуживают такие разделы, как "Пластическая анатомия", "Пропорции", "Перспектива" и "Законы света и тени", которые являются неотъемлемой частью дисциплины "Рисунок" и без которых нельзя реализовать конкретную задачу.

    Приведенные в учебнике полезные советы и указания, а также приемы и правила изображения как метод познания форм, способствуют более эффективному освоению рисунка, постепенному отказу от построения вспомогательных конструкций и переходу к свободному изображению форм не только с натуры, но и по памяти и воображению.

    Автор хотел бы обратить внимание читателей на то, что методика, рекомендованная в книге, никоим образом не должна сковывать инициативу преподавателя, иллюстративные материалы не являются образцовыми решениями, а всего лишь предназначены для показа тех или иных методических положений.

    Включение в издание полного объема основных учебных заданий по рисунку, начиная от простейших геометрических форм до изображения фигуры человека, доступность изложения всего материала позволяют рекомендовать его в качестве учебника не только для вузов, готовящих дизайнеров и архитекторов, но и для других учебных заведений художественного профиля.

    Учебные задания всех разделов этой книги даны в строгой методической последовательности "от простого к сложному", что способствует прочному усвоению курса рисунка.

    В учебнике помещено более 1300 иллюстраций в основном в авторском исполнении, а также лучшие образцы рисунков, выполненных учащимися Академии художеств и ее институтов, и некоторые работы студентов архитектурного факультета и преподавателей кафедры рисунка. Ряд конструктивных рисунков выполнен по методу немецкого художника-анатома Готфрида Баммеса.

    Содержание учебника соответствует существующим учебным программам по курсу "Рисунок" для архитектурных и художественных учебных заведений основных профилей обучения.

    Автор выражает сердечную признательность ректору Пензенской ГАСА, профессору А.И. Еремкину за поддержку при написании учебника.

    Автор искренне благодарен коллегам по кафедре за предоставленные материалы и ценные замечания в процессе работы, Александру Пархоменко за постоянную моральную поддержку и помощь в работе над книгой, программисту С.Г. Нестеровой за большой труд по компьютерной верстке и обработке рисунков.

    Особую признательность автор выражает своей жене Наталье за огромное терпение и поддержку в написании данной книги.

    Если материалы книги окажутся полезными и пригодными к использованию в учебной художественной практике, автор будет считать свою задачу выполненной.

Николай Геннадьевич Ли
Профессор кафедры рисунка, живописи и скульптуры
Пензенской государственной архитектурно-строительной академии


Основы учебного академического рисунка