Новое царство

Новое царство

(1570-525 г.до н.э.)

Новое царство – эпоха третьего, и последнего, подъема египетского государства, наступившая после победы над азиатскими племенами гиксосов. Искусство Нового царства величественно, но в нем пробивается пламя земного чувства, размышлений, тревог. Традиционные формы как бы изнутри освещаются этим светом. Многие традиции уже изживали себя.

Новое царствоВместо архитектуры гробниц расцветает архитектура храмов. Жрецы в ту эпоху стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Поэтому облик Египта Нового царства стали определять храмы Амону, а не фараонам. В течение нескольких веков достраивались храмы Амона-Ра – современные Карнакский и Луксорский. От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в два километра, прямая магистраль – аллея сфинксов.

Замечательным памятником фиванской архитектуры 18-й династии является заупокойный храм царицы Хатшепсут. Она была единственной в истории Египта женщиной-фараоном.Новое царство (1570-525 г. до н.э.)

Ей воздавались все подобавшие фараонам божеские почести, ее изображали с атрибутами Осириса, с привязанной под подбородком бородой. Хатшепсут не очень много занималась завоевательными походами, зато ревниво заботилась о делах внутренних, о пышном и масштабном строительстве. Длинная прямая дорога, уставленная по сторонам статуями сфинксов с лицами Хатшепсут, начиналась от пристани у западного берега Нила, поднималась выше и выше к скалам, подводила к 3 постепенно повышающимся большим террасам, окруженным колоннами. Террасы соединялись между собой пандусами, а святилище вырублено в скале.

Новое царствоДве статуэтки из черного дерева – фигуры жреца Аменхотепа и его жены Раннаи – могут многое поведать об общем характере и традициях египетского искусства в эпоху 18-й династии. Статуэтка Раннаи изображена в традиционной позе сотен и тысяч египетских статуй. Обе ступни твердо опираются на землю, но одна нога выдвинута вперед; стан напряженно прям, как бы оцепенел, но в его кажущейся статичности заложена динамическая энергия: он весь устремлен вперед, всей силой, всей волей духовного напряжения. Но в Раннаи есть то, чего не было раньше. Подчеркнута ее хрупкая женственность, фигура необычайно тонка, пропорции вытянуты.

Образ жизни высших кругов Египта становится более, чем когда-либо роскошным, относительно светский дух проникает и в искусство. В рельефах и росписях гробниц (а теперь и дворцов) щедро изображаются пиры, праздники, арфисты и танцовщицы, приемы послов, одевания и косметические процедуры знатных женщин. Переселяясь в загробный мир, египетские дамы и туда с собой брали наборы туалетных принадлежностей из золота, слоновой кости, фаянса: драгоценные ларцы с косметикой, браслеты, ожерелья, серьги, кольца, туалетные ложечки. Все эти предметы не пестры и не вычурны, исполнены с великолепным чувством материала и цвета, чему пример – туалетная ложечка в виде плывущей обнаженной девушки.

Новое царствоПри таком наплыве светских мотивов со старыми канонами начинают обращаться свободнее. Появляются непривычные позы и ракурсы – в фас, в три четверти, даже со спины, фигуры заслоняют одна другую, рисунок становится изысканным.

Похожие

Leave a Comment