Мезолит

Мезолит

Практически везде, где были обнаружены плоскостные или объемные изображения эпохи верхнего палеолита, в художественной деятельности людей последующих эпох как будто наступает пауза. Ее продолжительность разная в разных регионах. В степной и лесостепной Евразии она длится долго, чуть ли не 8-9 тыс. лет. В областях более благоприятных, например, в Средиземноморье и на Переднем Востоке эта пауза короче – 5-6 тыс. лет. Время между окончанием периода верхнего палеолита и началом нового каменного века (неолита) называется “мезолит”(10 – 5 тыс. лет тому назад).

Может быть, этот период еще плохо изучен, может быть, изображения, сделанные не в пещерах, а на открытом воздухе, со временем смыло дождями и снегом, может быть, среди петроглифов, которые очень трудно точно датировать, есть относящиеся к этому времени, но мы пока не умеем их распознавать. Показательно, что и предметы мелкой пластики при раскопках мезолитических поселений встречаются крайне редко. К концу мезолита или к началу неолита относятся некоторые памятники со спорными датировками: петроглифы испанского Леванта, Северной Африки, резьба по кости и рогу из Оленеостровского могильника. Из наименее сомнительных изобразительных памятников мезолита можно назвать буквально единицы: Каменная Могила на Украине, Кобыстан в Азербайджане, Зараут-Сай в Узбекистане, Шахты в Таджикистане и Бхимбетка в Индии.

Зараут-Камар

В юго-западных отрогах Гиссарского хребта (Узбекистан), в горах Кугитанг, на высоте около 2000 м над уровнем моря, в ущелье Зараут-Сай находится широко известный не только среди специалистов-археологов памятник – грот Зараут-камар. Расписные изображения из этого грота были открыты в 1939 г. местным охотником И.Ф.Ламаевым, неоднократно издавались и изучены достаточно подробно разными авторами. Первоначальные выводы о том, что роспись относится к эпохе палеолита оказались ошибочными. А.А.Формозов допускает, что роспись относится к мезолитическому времени или, во всяком случае, не раньше.

Роспись в гроте сделана охрой разных оттенков (от красно-коричневой до лиловатой) и представляет собой четыре группы изображений, в которых участвуют антропоморфные фигуры и быки. Здесь представлена третья, наибольшая по размерам (в поперечнике – более 60 см) группа изображений, в которой большинство исследователей видит охоту на быка. Среди антропоморфных фигур, окруживших быка, т.е. “охотников” различаются два типа: фигуры в расширяющихся книзу одеждах, без луков и “хвостатые” фигуры, очень похожие на тех, которых мы видели на аналогичной по содержанию фреске Чатал-Хююка, с поднятыми и натянутыми луками. У всех фигур первого типа из-под одежды выступают какие-то предметы: палки с загнутым вниз концом. Эту сцену можно трактовать по-разному: и как реальную охоту замаскированных охотников, и как некий миф из цикла, о котром уже шла речь при рассмотрении сцены “корриды” из Ляско.

Похожие

Добавить комментарий