Итальянская живопись XIV века
Может ли оставить кого-нибудь равнодушным даже теперь, по прошествии семи веков, драматизм фресок Джотто, почти осязаемая пластичность его образов, синева его небосклона? Или поэтичность мадонн Симоне Мартини, великолепие стенной росписи знаменитой Испанской капеллы Андреа да Фиренце?.. Это была эпоха, когда по-византийски скованные, иератические изображения стали наделяться человеческими чувствами, переживаниями; когда библейские истории и идеи св. Франциск Ассизский претворял в осязаемую действительность. Величественная Мадонна уже выражает пробуждение самосознания городской буржуазии («Маэста» Дуччо), а в изображениях на житийные темы на первый план выступают биографические события («Посвящение св. Мартина в рыцари» Симоне Мартини). В этих картинах впервые появляются и портреты современников («Св. Лючия на смертном одре» Альтикьеро). Во всем этом находит свое проявление зарождающееся новое жизнеощущение и мировоззрение, иначе говоря, зарождается ренессансное искусство. Однако живопись треченто - итальянского искусства XIV века - является также и высшей ступенью развития готики, блестящим продолжением византийских традиций. Автор книги - преподаватель кафедры искусствоведения Будапештского университета им. Л. Этвёша - наглядно показывает, как разнообразно сплетаются в одном произведении элементы различных стилей. Среди 48 цветных репродукций имеется и ряд малоизвестных произведений.
- Посвящается моей матери
- Рим
- Ассизи
- Джотто
- Сиена
- Флоренция - ученики Джотто
- Местные школы в первой половине XIV в.
- Флоренция и сиена во второй половине века
- Падуя
- Библиография
- Иллюстрации
- Перечень иллюстраций
- Пьетро Каваллини - Рождество Христово
- Чимабуэ - Св. Марк Евангелист
- Мастер картин Исаака - Исаак отвергает Исава
- Джотто - Св. Франциск источает воду из скалы
- Джотто - Встреча Анны с Иоакимом у Золотых ворот
- Джотто - Бегство в Египет
- Джотто - Воскрешение Лазаря
- Джотто - Св. Франциск на смерном одре
- Дуччо - Мадонна Ручелла
- Дуччо - Мадонна с ангелами и святыми (Маэста) Страсти Христовы (на обороте)
- Дуччо - Благовещение
- Дуччо - Жены-мироносицы у гроба Господня
- Дуччо - Пророк Иеремия
- Симоне Мартини - Мадонна с ангелами и святыми (Маэста)
- Симоне Мартини - Посвящение в рыцари св. Мартина
- Симоне Мартини - Конный портрет Гвидориччо да Фольяно
- Симоне Мартини - Благовещение
- Симоне Мартини - Святое семейство
- Пьетро Лоренцетти - Положение во гроб
- Пьетро Лоренцетти - Источник Илии-пророка
- Пьетро Лоренцетти - Рождество Марии
- Амброджо Лоренцетти - Мадонна из Вико л'Абате
- Амброджо Лоренцетти - Мученичество францисканцев в Сеуте
- Амброджо Лоренцетти - Аллегория доброго правления (фрагмент)
- Амброджо Лоренцетти - Влияние доброго правления на провинциальную жизнь (фрагмент)
- Амброджо Лоренцетти - Сретение
- Мастер св. Цецилии - Алтарь св. Цецилии
- Бернардо Дадди - Триптих
- Таддео Гадди - Введение Марии во храм
- Таддео Гадди - Благовестие пастухам
- Масо ди Банко - Чудо с драконом папы Сильвестра Святого
- Витале да Болонья - Битва св. Георгия с драконом
- Томмазо да Модена - Св. Альберт Великий
- Паоло Венециано - Св. Марк успокаивает море
- Буонамико Буффальмакко - Триумф Смерти (фрагмент)
- Буонамико Буффальмакко - Триумф Смерти (фрагмент)
- Орканья (Андреа ди Чоне) - Алтарь Строцци
- Нардо ди Чоне - Праведники (фрагмент «Страшного суда»)
- Джованни да Милано - Рождество Марии
- Андреа да Фиренце - Триумф Церкви
- Бартоло ди Фреди - Поклонение волхвов
- Спинелло Аретино - Пир Ирода
- Аньоло Гадди - Триумф Креста (фрагмент)
- Гварьенто д'Арпо - Архангел, взвешивающий души
- Никколо Семитеколо - Св. Себастьян ободряет двух христиан перед судом императоров
- Джусто де Менабуой - Брак в Кане
- Альтикьеро - Распятие (фрагмент)
- Альтикьеро - Св. Лючия на смертном одре
- Информация о книге
Источник:
Прокопп М. 'Итальянская живопись XIV века' - Будапешт: Корвина, 1988