ИСКУССТВО Конца ХХ века

ИСКУССТВО Конца ХХ века
ЭНДИ УОРХОЛ. Мерилин 20 раз, фрагмент, 1962 г., холст, трафаретная печать, частная коллекция, Париж


На Западе в 1960-х гг. сложилось благополучное общество. Многочисленные направления в искусстве открывали новые техники и новые материалы. Некоторые направления создавало творчество одного мастера, например Фрэнсиса Бэкона (1909-1992).

К написанию портретов и автопортретов со скрученными формами Бекона подтолкнуло изучение таких работ мастеров прошлого, как автопортрет Рембрандта и портрет Иннокентия X Веласкеса.

ИСКУССТВО Конца ХХ века

ФРЭНСИС БЭКОН Автопортрет
1971 г., холст, масло, 35,5 х 30,5 см,
Национальный музей современного искусства, Париж

Поп-арт и общество потребления

Пока Европа приходила в себя после войны, мир стал свидетелем экономического триумфа Соединенных Штатов. Часто американское общество того времени, где все продается и покупается, называют "обществом потребления". Модель этого общества скоро распространилась на богатые страны от Западной Европы до Японии и явилась темой художественных исследований. Поэтому под названием "поп-арт" ("рори!аг аг1" - "массовое искусство") объединяют произведения европейских и американских художников, которые в 1960-х гг. интересовались реалиями современного мира: машинами, мультипликацией, фотографиями из иллюстрированных журналов, звездами эстрады и кинематографа. Направление "поп-арт" зародилось в Англии, но настоящее развитие получило в Соединенных Штатах. Именно там Энди Уорхол (1929-1987) использовал в своих произведениях некоторые техники, характерные для общества потребления, например рекламу и серийное производство. Его творчество показывало, что искусству грозит опасность стать таким же товаром, как и любой материальный предмет. И при этом он подчеркивал, что воспроизведение образов ведет к их затаскиванью и опрощению, а заканчивается это разрушением изображенных предметов или персонажей. Тиражируемость и изобилие, являющиеся признаками богатства, утомляют.

Новые искания

В 1960-е гг. абстрактное и фигуративное искусство больше не противопоставлялись: оба направления были приняты публикой. Традиционное деление на живопись, скульптуру, архитектуру тоже исчезло благодаря наполненным краской губкам Ива Клейна (1928-1962) и рваным картинам Лучио Фонтана (1899-1968). Понятие Джеймс Розенквист, (р. в 1933г.), тоже американец, начинал рекламным художником. Этот свой опыт он использовал в таких ранних произведени-'ях, как "Избранный президент", которые собирал из отдельно написанных секций, подобно афишам на кинотеатрах. "произведение искусства" резко расширилось, хотя картины Лучио Фонтана, продырявленные и разрезанные бритвой, и сегодня вызывают удивление у публики. В любом случае Фонтана переизобрел живопись и скульптуру, так как, разрывая поверхность холста, он создавал ощущение реальной существующей за холстом глубины.

Одиночество человека

Параллельно с этими новыми техниками по-прежнему развивалась живопись маслом. Так, англичанин Фрэнсис Бэкон (1909-1992) писал картины, чаще всего изображая самого себя сидящим среди близких в центре комнаты. Свое присутствие он объяснял тем, что берет пример с величайших художников прошлого. Тем не менее искореженные лица его моделей и едкие цвета отражали внутреннюю неурядицу, в которой легко угадывались тоска и одиночество современного человека.
ИСКУССТВО Конца ХХ века


ИСКУССТВО Конца ХХ века

Роберт Смитсон

Дороги, проложенные бульдозером Роберта Смитсона (1938-1973), показали, что трансформация окружающей среды тоже может быть формой искусства пейзажа. Эта дорога была смыта резким повышением уровня воды в Большом соленом озере. Итак, произведение искусства не всегда создается на века, особенно если оно экспонируется вне музея, и даже может быть уничтожено.

РОБЕРТ СМИТСОН Спираль Джетти
1970 г., ил, кристаллическая соль, скальные породы, вода, 5 м (ширина) х 500 м (длина), разрушена в 1972 г.
Большое соленое озеро, штат Юта (США)


КРУПНЕЙШИЕ ХУДОЖНИКИ:

Фрэнсис Бэкон (1909-1992) - английский живописец. Подчеркивал страдание и смятение людей.

Йозеф Бойс (1921-1986)-немецкий художник, создатель объектов.

Лучио Фонтана (1899-1968)-итальянский живописец. Писал в основном однотонные холсты, в которых затем делал отверстия или надрывы, и всегда называл их одинаково "Космический концепт".

Ив Клейн (1928-1962) -французский живописец. Создавал свои произведения с помощью огнемета, делал на холстах отпечатки тел обмазанных краской обнаженных натурщиц.

Энди Уорхол (1929-1987)-американский живописец, один из главных представителей поп-арта, он стал известен своими многосоткратными воспроизведениями этикеток от супа "Кемпбел", портретов Мерилин Монро и Джекки Кеннеди.



Продолжение