С незапамятных времен человеку случалось рисовать нечто не поддающееся идентификации: какие-то черточки, завитушки, кружочки. Впрочем,
некоторые религиозные традиции, например мусульманская, запрещали фигуративное изображение (люди, животные). В западном мире образное искусство,
напротив, было очень распространено. Изобретение нефигуративного искусства явилось революцией, впрочем, не совсем неожиданной. В первые годы XX
века образ исчезал не вдруг, а постепенно теряя силу и ценность. Так образы, созданные кубистами, - это несуществующие образы: они показывают
предметы одновременно с разных ракурсов.
Что касается образа у экспрессионистов, то он обманчив со своими искусственными красками и деформированным рисунком.
Первые мастера безобразного искусства, которое еще называют "нефигуративным", "абстрактным" или просто "абстракцией", . были связаны с двумя
направлениями: кубизмом и экспрессионизмом.
Василий Кандинский, Без названия
(абстрактная акварель) 1910 г., бумага, карандаш, тушь,
акварель, 49,6 х 64,8 см.
Национальный музей современного искусства, Париж
|
Василий Кандинский - пионер абстрактного искусства
Василию Кандинскому (1866-1944), художнику русского происхождения, абстракция позволила выразить сильные эмоции. Изображение предметов, фигур, пейзажей приводит - по Кандинскому -к обеднению этих эмоций. Абстракция для него - освобождение. "Внутренняя необходимость" художника, его воображение, эмоции ведут рисунок и сами инспирируют выбор цвета. Художник-абстракционист не пытается больше
изображать реальность. С 1910 г., когда была создана знаменитая "Абстрактная '. акварель", Кандинский отказался от фигуративного искусства. В 1912 г. он закончил трактат "О духовном в искусстве", в котором изложил свои теории.
Современный миниатюрист
Художник Пауль Клее (1879-1940) интересовался большинством художественных направлений начала XX века и, в частности, экспрессионизмом. С 1920 по 1930 г. Клее преподавал в школе искусств "Баухауз" в Германии, где он работал рядом с Василием Кандинским. Клее, отвечавший в школе за преподавание формы, излагал студентам свою теорию: искусство - это сотворение нового мира. В своих собственных работах, обычно маленького размера. Клее создавал феерическую вселенную ("космическую", по его выражению) из разнообразных знаков и геометрических фигур.
|
Мондриан: прямые линии и чистый цвет
Пит Мондриан (1872-1944), голландский живописец, эмигрировавший во Францию, а затем в Соединенные Штаты. Он изучал возможности абстрактного
искусства медленней Кандинского, но более методично. Около 1910г. Мондриан работал над циклом картин, изображающих дерево, море, церковь. Он их
писал много раз, постепенно упрощая, оставляя лишь основные линии и цвета. В результате оставалась только схема из чистых цветов и линий,
которые пересекались под прямым углом. Позднее, около 1913г., Мондриан окончательно ограничил свою живопись линиями и красками. Вскоре
абстрактное искусство начинает вдохновлять таких архитекторов, как Ле Корбюзье и Робер Мале-Стивене (1886-1945).
ПИТ МОНДРИАН Композиция II,
1937 г., холст, масло, 75 х 60,5 см. Национальный музей современного искусства, Париж
|
|
|
Малевич: "бесконечное пространство"
Русский художник Казимир Малевич (1878-1935) считается третьим из основателей абстракционизма. Малевич искал "абсолютную", "высшую" истину. В
первую очередь его интересовало усовершенствование геометрических форм, так же, как и румынского скульптора Константина Бранкузи (1876-1957),
автора головы спящей музы в форме почти идеального овала. В 1918г. Малевич написал на белом фоне белый квадрат. Он достиг, как он это назвал,
"бесконечного пространства".
Казимир Малевич, Черный крест, 1915 г., холст, масло, 80 х 79,5 см, Национальный музей современного искусства, Париж
|
КОНСТАНТИН БРАНКУЗИ Спящая муза 1910г., полированная бронза, 16 х 25 х 18 см, Национальный музей современного искусства,
Париж | |
КРУПНЕЙШИЕ ХУДОЖНИКИ:
Константин Бранкузи (1876-1957)-румынский скульптор. Строил скульптуры из бесконечного сочетания нескольких геометрических фигур: яйцо, овал, куб из камня, мрамора, гипса и постепенно все радикальнее избавляясь от деталей, чтобы достичь чистой простой формы.
Василий Кандинский (1866-1944)- художник русского происхождения, один из основателей абстрактного искусства.
Казимир Малевич (1878-1935)- русский художник, создатель супрематизма - направления, где геометрические фигуры, написанные чистыми красками, парят в не-ком трансцеденталь-ном пространстве.
Пит Мондриан (1872-1944)-нидерландский художник. Его геометризирован-ные абстракции состоят из пересечений вертикальных и горизонтальных линий, а образованные ими "клетки" заполнены чистыми цветами: синим, желтым, красным.
|