Художественные движения в других странах западной Европы, северной Америки и Австралии

Й. Стефаунссон. Летняя ночь. 1929. Рейкьявик. Государственная художественная галерея    Международные движения в искусстве 20-30-х годов и течения, которые в концентрированном виде развились во Франции, Италии и Германии, распространяются и в других странах сообразно складу их национальных художественных школ. Так, в Голландии приобрел большой вес рационалистский гео-метричный абстрактивизм. Среди многочисленных течений в искусстве Англии, Бельгии, Швеции активную позицию занял сюрреализм. Но одновременно здесь развивается демократическая реалистическая живопись; целые группы графиков, создающих лирические и экспрессивные сцены народной жизни, работают в это время и в Голландии (Ф. Месс и другие) и в Бельгии (братья Кантре и другие). Застойное в целом в 20-е годы искусство Испании выдвигает мастера мрачноватых и жестких жанровых портретов X. Солану, а многие представители главным образом бурно развивавшейся каталонской школы работают в других странах, включаясь в международное течение авангардизма; в их числе - скульптор П. Гаргальо - один из изобретателей метода "контрформы", при котором изображение создается не посредством пластических объемов, а с помощью контуров и плоскостей, ограничивающих очертания фигуры. Швейцария дает миру одного из лидеров рационалистского движения Ш.-Э. Ле Корбюзье, одареннейшего колориста П. Клее, причастного едва ли не ко всем течениям модернизма, и работавшего также по преимуществу за пределами своей родины А. Джако-метти, который со временем создал свой тип скульптурной фигуры, экспрессивно хрупкой и подчеркнуто вытянутой, словно бы образованной застывшими сгустками текучей материи.

   Как бы то ни было, однако массовую художественную среду здесь образует в межвоенные десятилетия то обращенное к реальному миру искусство, сторонящееся какой-либо идейной программы и стремящееся извлечь из общения с реальностью эффект чистой художественности, которое применительно к тому времени было определено нами выше как "новый традиционализм". В его широком многоцветном потоке можно выделить острохарактерную портретную живопись, наследующую навыки "живописного реализма" начала XX века (бельгиец И. Опсомер, англичанин О. Джон, ирландец У.Орпен и другие). Различия, свойственные искусству, генетически связанному с постимпрессионистскими течениями, определяются сейчас скорее темпераментом и индивидуальной манерой художников, нежели их эстетическими взглядами. Это искусство выбрасывает побеги энергичной живописи, прибегающей к резкой выразительности цвета или пластических форм, сильному мазку (портреты работы англичанина М. Смита, жанровые сцены и типы голландца Я. Слёйтерса и люксембуржца Й. Куттера, драматичные пейзажи бельгийца К. Пермеке и исландца Кьярваля, композиции Т. Саллинена и других художников "Ноябрьской группы" в Финляндии - основана в 1916 г.) и живописи, тяготеющей к созерцательно-лирическим мотивам, погружающей в тонкую разработку оттенков и переходов цвета. В этом плане работают многие мастера и целые группы художников: Р. Обержонуа в Швейцарии, "интимисты" и гетеборгские "колористы" в Швеции, "интимисты" в Бельгии, Ф. Сюберг и пейзажисты грёнингенской группы в Дании, австриец В. Тени, давший лирико-декоративное истолкование видам большого города, исландец Иоун Стефаунссон - автор картин, проникновенно передающих состояние природы ("Летняя ночь", 1929, Рейкьявик, Гос. художественная галерея), X. Шервбек и мастера сдержанного по чувствам, строгого по рисунку и прозрачно чистого по цвету пейзажа в Финляндии (А. Канерва и другие члены группы "Октябрь" - основана в 1933 г.). Лирическую окраску приобретает и искусство "наивистов", значительная часть которых обращается к мотивам народного быта и творчества (П. Крог в Норвегии, М.Коллин в Финляндии, X. Линквист и другие в Швеции), а бельгийский живописец Э. Тейгат пишет трогательные, забавные бытовые сцены, нередко перенося в них мифологические и евангельские персонажи. В искусстве большинства этих стран пускает корни и предметная живопись, сходная с немецкой "новой вещественностью". В своем целом это течение выглядит несколько зыбким. Предметная реальность может предстать в произведениях его сторонников в своей стройности и устойчивости, но может выглядеть жесткой оболочкой загадочных или вовсе бессвязных, алогичных явлений; здесь такая живопись переходит в сюрреализм. Большое значение это течение приобрело в Голландии, где с ним соприкоснулись художники демократической ориентации (Ч. Тоороп), а наиболее характерными представителями стали П. Кох, колеблющийся между вульгарными реалиями современного города ("Тир", 1931, Роттердам, Музей Бойманса-ван-Бейнингена) и сюрреалистическими мотивами, Д. Кет, прибегавший к стилизации старой нидерландской живописи ("Автопортрет с красной геранью", 1932, Роттердам, Музей Бойманса-ван-Бейнингена), и А.К. Виллинк, впадавший в своих драматических композициях в сюрреалистическую фантастику ("Симеон Столпник", 1939, Гаага, Муниципальный музей). В Испании такая живопись представлена жанровыми работами и натюрмортами каталонца Ф. Элиаса и ранним (до середины 20-х гг.) творчеством одного из столпов международного сюрреализма С. Дали. Большинство же художников разных стран, вовлеченных в течение предметной живописи, пишут городские виды, бытовые портреты, натюрморты, в которых реальность запечатлевается с дактилоскопической пунктуальностью и застылостью (Й. Альберт в Бельгии, Н. Штёклин в Швейцарии, А. Фогстедт и О. Шёльд в Швеции, Г. Якобсен в Дании и другие). П. Кох. Тир. 1931. Роттердам. Музей Бойманса-ван-Бёйнингена

   В искусстве США в межвоенные десятилетия отчетливо вырисовывается новое собственное художественное понимание американской действительности. Если в европейской живописи предметного толка городская среда, внимательно обследованная взглядом художника, представляла собой нечто сотворенное руками человека и обжитое им, то в возникшем в США в 20-е годы искусстве "прецизионистов" она являет собой противостоящий человеку безлюдный мир грандиозных индустриальных форм. Ч. Шилер, Ч. Демут, Р. Кроуфорд изображают его в картинах, четких, как чертеж, раскрашенный ровными, чистыми красками. В 30-е годы здесь образуется движение "регионалистов", романтизировавших в своей объемно-предметной живописи почвенную, фермерскую Америку (картины и росписи Т.Х. Бентона), а также запечатлевших тип несокрушимого в своей косности "стопроцентного американца" - обитателя сельского Среднего Запада (Г. Вуд, "Американская готика", 1930, Чикаго, Художественный институт). В творчестве американских художников пересекаются самоудовлетворенность и самоосуждение, свойственные искусству, познающему национальный облик своей страны. И то и другое находит отклик в лаконично-строгой, чуть ли не аскетичной живописи Э. Хоппера - наиболее глубокого художника того времени. Созданные им пустынные виды небольших городов ("Дом у железной дороги", 1935, Нью-Йорк, Музей современного искусства), образы людей, одиноких в городском мире камня и стекла ("Ночные птицы", 1942, Чикаго, Художественный институт), проникнуты любовью к реальной жизни и острым ощущением ее тягостного бездушия. Художественная жизнь США становится в это время чрезвычайно многообразной, чему способствовала деятельность иммигрантов - мексиканских художников, нашедших здесь себе приют на несколько лет, большого числа европейских художников, бежавших от фашистских преследований. В искусстве США, как об этом шла речь выше, развивается революционная графика, демократическая жанровая живопись; к социальным и политическим проблемам обращаются в своих отмеченных экспрессионистическим драматизмом произведениях Дж. Левин и Б. Шан ("Похороны Сакко и Ванцетти", 1931-1932, Нью-Йорк, Музей современного искусства Уитни). Устойчивое место занимает в США салонный портрет, а также живопись и скульптура, следующие традициям реализма, развивающиеся в русле "нового традиционализма". В искусстве тех лет находит место тонкая лирическая портретная живопись А. Горки и трогательные картины примитивистов (A.M. Мозес). В нем возникает сюрреалистическое течение (П. Блум, Дж. О'Киф) и творчество тяготеющих к абстракции, проникнутых урбанистическим духом живописцев (Дж. Стелла), на основе которого в 40-е годы произрастает "абстрактный экспрессионизм". В противоречивой панораме искусства США, отразившей социальные противоречия того времени, несколько особые позиции занимает творчество живописца и графика Р. Кента. В его иллюстрациях к собственным книгам и в северных картинах действуют мужественные сильные люди, не поддавшиеся веяниям цивилизации, господствует суровая и прекрасная природа, хранящая строгость форм, чистоту и яркость красок, величие своих просторов ("Возвращение охотника", 1933, Москва, ГМИИ; "Север", 1935-1937, Шарлоттсвилл, собр. Райен). Эти миропредставление и стилистику национальной романтики Р. Кент сохранил до конца жизни, как и поселившийся в Гималаях Н.К. Рерих.

   Традиции такого искусства поддерживаются в 20-е годы и канадскими живописцами, запечатлевшими народные типы (картины Э.Холгейта) и природу своей страны, которая воплотилась в пейзажах Л.Ф. Харриса в романтическое зрелище, сопредельное полярному миражу. В 30-е годы в Канаде, а также и в Австралии эти представления сменяются темой человека и современной цивилизации, теневые стороны которых не ускользают от внимания австралийских живописцев У. Добелла и Дж. Р. Драйсдейла. За пределами национальной романтики развивается с середины 30-х годов пейзажная живопись австралийских аборигенов (А. На-матьира и другие), замечательная чутким, красочным восприятием природы.