Иррациональные течения. Сюрреализм.
К началу 20-х годов предвоенный модернизм исчерпал себя как творческая деятельность, переживающая в своих смятенных порывах драмы и бедствия мира, идущая на саморазрушение ради искренности и остроты таких переживаний. Изжили себя и четко очерченные стилевые течения, возникшие в ту пору. Новые движения модернизма тяготеют теперь к активному воздействию на окружающий мир, проявляют склонность к агрессивности, преисполняются если не жестокости, то, во всяком случае, жесткости в обращении с человеком.
В отличие от страдающего своей внутренней болью модернизма довоенных лет, новые иррациональные течения сами стремятся причинить людям боль, внушая им мысль о том, что весь мир фатально несчастен, бессвязен и бессмыслен. Рационалистские же течения переходят от умозрительных моделей и самоценных конструкций к решительному дисциплинарно-организаторскому вмешательству в личную и общественную, духовную и материальную сферы человеческого существования.
Агрессивную антиэстетичность содержал в себе дадаизм, объединивший в годы войны в Швейцарии небольшую группу художников, а затем достигший своего пика около 1920 года в Париже, Берлине, Ганновере, Кельне. Отвращение к сложившимся порядкам жизни, привлекшее было к дадаизму такие яркие личности, как П. Элюар, Э. Пискатор и другие, обернулось в нем отрицанием смысла жизни вообще, а отрицание искусства как эстетической творческой деятельности побудило дадаистов заняться коллажем и фотомонтажем (Г. Грос, Дж. Хартфилд, X. Хёх, К. Швиттерс - в Германии), в том числе абстрактным (X. Арп, уроженка Швейцарии С. Тёйбер-Арп), мнимозначительными комбинациями букв в полиграфии (Ф. Пикабиа, уроженцы Венгрии - Л. Кассак и России - Ильязд, собственно И. Зданевич), сооружением метамеханизмов и предметно-антропоморфных композиций (немецкие художники Й. Баадер и много работавший во Франции М. Эрнст, уроженец США Ман Рей), устройством маскарадных действ - предшественников так называемого перфор-менс-арт второй половины XX века. Дадаисты полагали, что искусство создает неравенство между людьми, а слово "художник" звучит как оскорбление (так писали в 1919-1920 гг. Г. Грос и Дж. Хартфилд). Из распавшегося в первой половине 20-х годов дадаизма выделилась группа художников, пришедших в революционную художественную публицистику, а сам он уступил место движениям, которые мыслили себя собственно искусством.
Иррациональные тенденции искусства сконцентрировались в сюрреализме - детище межвоенных десятилетий, воспринимавшем современный мир как комплекс алогизмов, парадоксов, социального безумия. При своем возникновении во Франции на рубеже 10-20-х годов XX века он претендовал на роль мировоззренческой, общественно-политической силы. Однако вскоре (к 1925-1926 гг.) сюрреализм вполне стабилизировался как художественное движение, укоренившееся главным образом в европейской живописи. Стилевые очертания сюрреализма несколько расплывчаты. В зависимости от того, откуда пришел художник к сюрреализму, и от его персональных склонностей это искусство может тяготеть к абстракции, например в произведениях П. Клее, представлять собой комбинации геометрических или биоморфных знаков в живописи Ж. Миро, француза А. Массона, порождать чертежно-плоскостные (у чилийца Р. Матта) или пространственно-пластические композиции отвлеченных форм (в картинах француза И.Танги). Оно может пересекаться с неоклассикой у П. Пикассо и Дж. Де Кирико, с неопредметностью у немецких (К. Шад), голландских (А.К. Виллинк), североамериканских художников (П. Блум). В последнем случае нередко в изображении появляются незаметные сразу сдвиги, которые преображают его примерно так же, как измененная буква может придать слову совсем другое значение.
Но при всем этом сюрреализм создает и свою хрестоматийную наглядно-предметную стилевую форму, в которой выражается его идейно-художественная концепция неправдоподобности и обманности реальности, ее темных сил личности и социума.
Таковы в первую очередь картины бельгийца Р. Магритта и каталонца С. Дали, представляющие собой иррациональные сочетания сугубо предметных фрагментов реальности, воспринятых в натуральном виде или парадоксальным образом деформированных. Изображение человеческой фигуры с картотечными ящиками в животе (С. Дали "Антропоморфный шкаф", 1936, Дюссельдорф, Художественное собрание Нордрейн-Вестфален), ботинки с человеческими пальцами или охотник, засасываемый кирпичной стеной (Р. Магритт, "Красная модель", 1935, Париж, Центр Помпиду, и "Всеобщая гравитация", 1943, части, собр.), и т.п. содержат в себе программное отношение художника к миру и к своему творчеству. Ощущение причудливости, неожиданности явлений этого мира порождает в таком искусстве представление о его непознаваемости, об абсурдности бытия, которое является художнику в пугающе-кошмарном или забавно-фантасмагорическом обличьях. Действительный трагизм, однако, редчайший случай в сюрреалистической картине. Едва ли не уникальный пример тому - полный отчаяния химерический "Ангел очага" М. Эрнста (1937, части, собр.). В своей массе в живописи С. Дали, начинавшего с обстоятельных и подчеркнуто-предметных работ ("Девушка у окна", 1925, Мадрид, Испанский музей современного искусства) и Р. Магритта, в манерно-эротических композициях бельгийца П. Дельво и в картинах других сюрреалистов над размышлением и чувством решительно преобладает выдумка. Умышленное или спонтанное (С. Дали называл свой метод "критически-параноическим") изобретательство, а также вольно либо невольно сопровождающая его нотка иронии и самоиронии проявились на Международной выставке сюрреализма в Париже в 1938 году. Все знаменитые его сторонники представили туда обряженные по своему вкусу дамские манекены, что явилось удивительным зрелищем. Развитие сюрреализма идет нарастающим порядком. К рубежу 20-30-х годов он проникает в живопись других стран Европы - Англии (Г.В. Сазерленд, П.Нэш), Швеции (Э.Х. Ольсон), Чехословакии (Ф. Музика и другие) и т.д. В 30-е годы достигает Латинской Америки, Австралии, Японии. Главным образом, сюрреалисты обращались к композиционной картине и графическому листу, позволяющим свободно развернуть фантазию художника. Однако сюрреализм затронул и скульптуру, возбудив интерес к текучим отвлеченно-пластическим мотивам, чаще всего органическим формам во Франции у X. Арпа и А. Лорана, в Англии у Г. Мура. С сюрреализмом сближался и Ж. Липшиц, связанный страдициями кубизма и обращавшийся также в эти годы к реалистическому портретному творчеству. В искусстве ряда художников (П. Клее и других) пересекались иррациональные и рационалистские тенденции.