Иррациональные течения. Сюрреализм.

С. Дали. Антропоморфный шкаф. 1936. Дюссельдорф. Художественное собрание Нордрейн-Вестфален    К началу 20-х годов предвоенный модернизм исчерпал себя как творческая деятельность, переживающая в своих смятенных порывах драмы и бедствия мира, идущая на саморазрушение ради искренности и остроты таких переживаний. Изжили себя и четко очерченные стилевые течения, возникшие в ту пору. Новые движения модернизма тяготеют теперь к активному воздействию на окружающий мир, проявляют склонность к агрессивности, преисполняются если не жестокости, то, во всяком случае, жесткости в обращении с человеком.

   В отличие от страдающего своей внутренней болью модернизма довоенных лет, новые иррациональные течения сами стремятся причинить людям боль, внушая им мысль о том, что весь мир фатально несчастен, бессвязен и бессмыслен. Рационалистские же течения переходят от умозрительных моделей и самоценных конструкций к решительному дисциплинарно-организаторскому вмешательству в личную и общественную, духовную и материальную сферы человеческого существования.

   Агрессивную антиэстетичность содержал в себе дадаизм, объединивший в годы войны в Швейцарии небольшую группу художников, а затем достигший своего пика около 1920 года в Париже, Берлине, Ганновере, Кельне. Отвращение к сложившимся порядкам жизни, привлекшее было к дадаизму такие яркие личности, как П. Элюар, Э. Пискатор и другие, обернулось в нем отрицанием смысла жизни вообще, а отрицание искусства как эстетической творческой деятельности побудило дадаистов заняться коллажем и фотомонтажем (Г. Грос, Дж. Хартфилд, X. Хёх, К. Швиттерс - в Германии), в том числе абстрактным (X. Арп, уроженка Швейцарии С. Тёйбер-Арп), мнимозначительными комбинациями букв в полиграфии (Ф. Пикабиа, уроженцы Венгрии - Л. Кассак и России - Ильязд, собственно И. Зданевич), сооружением метамеханизмов и предметно-антропоморфных композиций (немецкие художники Й. Баадер и много работавший во Франции М. Эрнст, уроженец США Ман Рей), устройством маскарадных действ - предшественников так называемого перфор-менс-арт второй половины XX века. Дадаисты полагали, что искусство создает неравенство между людьми, а слово "художник" звучит как оскорбление (так писали в 1919-1920 гг. Г. Грос и Дж. Хартфилд). Из распавшегося в первой половине 20-х годов дадаизма выделилась группа художников, пришедших в революционную художественную публицистику, а сам он уступил место движениям, которые мыслили себя собственно искусством.

   Иррациональные тенденции искусства сконцентрировались в сюрреализме - детище межвоенных десятилетий, воспринимавшем современный мир как комплекс алогизмов, парадоксов, социального безумия. При своем возникновении во Франции на рубеже 10-20-х годов XX века он претендовал на роль мировоззренческой, общественно-политической силы. Однако вскоре (к 1925-1926 гг.) сюрреализм вполне стабилизировался как художественное движение, укоренившееся главным образом в европейской живописи. Стилевые очертания сюрреализма несколько расплывчаты. В зависимости от того, откуда пришел художник к сюрреализму, и от его персональных склонностей это искусство может тяготеть к абстракции, например в произведениях П. Клее, представлять собой комбинации геометрических или биоморфных знаков в живописи Ж. Миро, француза А. Массона, порождать чертежно-плоскостные (у чилийца Р. Матта) или пространственно-пластические композиции отвлеченных форм (в картинах француза И.Танги). Оно может пересекаться с неоклассикой у П. Пикассо и Дж. Де Кирико, с неопредметностью у немецких (К. Шад), голландских (А.К. Виллинк), североамериканских художников (П. Блум). В последнем случае нередко в изображении появляются незаметные сразу сдвиги, которые преображают его примерно так же, как измененная буква может придать слову совсем другое значение. М. Эрнст. Ангел очага. 1937. Частное собрание

   Но при всем этом сюрреализм создает и свою хрестоматийную наглядно-предметную стилевую форму, в которой выражается его идейно-художественная концепция неправдоподобности и обманности реальности, ее темных сил личности и социума.

   Таковы в первую очередь картины бельгийца Р. Магритта и каталонца С. Дали, представляющие собой иррациональные сочетания сугубо предметных фрагментов реальности, воспринятых в натуральном виде или парадоксальным образом деформированных. Изображение человеческой фигуры с картотечными ящиками в животе (С. Дали "Антропоморфный шкаф", 1936, Дюссельдорф, Художественное собрание Нордрейн-Вестфален), ботинки с человеческими пальцами или охотник, засасываемый кирпичной стеной (Р. Магритт, "Красная модель", 1935, Париж, Центр Помпиду, и "Всеобщая гравитация", 1943, части, собр.), и т.п. содержат в себе программное отношение художника к миру и к своему творчеству. Ощущение причудливости, неожиданности явлений этого мира порождает в таком искусстве представление о его непознаваемости, об абсурдности бытия, которое является художнику в пугающе-кошмарном или забавно-фантасмагорическом обличьях. Действительный трагизм, однако, редчайший случай в сюрреалистической картине. Едва ли не уникальный пример тому - полный отчаяния химерический "Ангел очага" М. Эрнста (1937, части, собр.). В своей массе в живописи С. Дали, начинавшего с обстоятельных и подчеркнуто-предметных работ ("Девушка у окна", 1925, Мадрид, Испанский музей современного искусства) и Р. Магритта, в манерно-эротических композициях бельгийца П. Дельво и в картинах других сюрреалистов над размышлением и чувством решительно преобладает выдумка. Умышленное или спонтанное (С. Дали называл свой метод "критически-параноическим") изобретательство, а также вольно либо невольно сопровождающая его нотка иронии и самоиронии проявились на Международной выставке сюрреализма в Париже в 1938 году. Все знаменитые его сторонники представили туда обряженные по своему вкусу дамские манекены, что явилось удивительным зрелищем. Развитие сюрреализма идет нарастающим порядком. К рубежу 20-30-х годов он проникает в живопись других стран Европы - Англии (Г.В. Сазерленд, П.Нэш), Швеции (Э.Х. Ольсон), Чехословакии (Ф. Музика и другие) и т.д. В 30-е годы достигает Латинской Америки, Австралии, Японии. Главным образом, сюрреалисты обращались к композиционной картине и графическому листу, позволяющим свободно развернуть фантазию художника. Однако сюрреализм затронул и скульптуру, возбудив интерес к текучим отвлеченно-пластическим мотивам, чаще всего органическим формам во Франции у X. Арпа и А. Лорана, в Англии у Г. Мура. С сюрреализмом сближался и Ж. Липшиц, связанный страдициями кубизма и обращавшийся также в эти годы к реалистическому портретному творчеству. В искусстве ряда художников (П. Клее и других) пересекались иррациональные и рационалистские тенденции.