Новый традиционализм

   С этими процессами связаны стилевые видоизменения основного массива изобразительного искусства межвоенных десятилетий. То есть творческой деятельности, которая образует каждодневную художественную жизнь, ее привычный обиход, заполняет залы выставок и страницы журналов по искусству. Она включает в себя подавляющее число художников разных масштабов и дарований, ищущих индивидуальных решений и впадающих в серийное самоповторение, но объединенных несомненным общим свойством. Эта деятельность склонна не ставить себе никаких иных программных задач, кроме как создание искусства как такового. Оно может углубиться в реальную жизнь или отойти от нее в сторону эстетизма по поводу реальности, но во всех случаях такое искусство так или иначе придерживается коренного принципа отношения к реальности. В ней в той или иной мере признается источник и опора творчества, ей доверяют, ценят ее живой облик, который интерпретируется в соответствии с тем или иным пониманием художественности. Чаще всего - в духе благорасположенной созерцательности и медитативности, воплощенных в мотивах, которые обладают, так сказать, канонической репутацией художественных, - ню, ин-терьерная сцена, лирический пейзаж, натюрморт и т.п. Словом, речь идет о том, что основная масса искусства тех лет следует реалистическому началу, заложенному в его природе, предполагающей связь художественного творчества с жизнью. Стилевые же формы, в которых воплощаются эти изначальные свойства, претерпевают серьезнейшую перестройку. Дело в том, что в своем широком виде реалистическая традиция пришла к 20-м годам, уже впитав в себя опыт импрессионизма и ряда постимпрессионистских течений. В 20-30-е годы в нее вплавляется многое из того, что было выработано художественными течениями первых двух десятилетий XX века. Лепка объема цветом и открытое звучание линии и пятен чистой краски, нестереометрическое построение пространства и включение предмета и среды равно в единую живописную массу, конструктивно-пластическое выявление формы и экспрессивная деформация ее - все это и многое иное уже не в самодовлеющем программном смысле, не как доктрина обособленного художественного течения, а, так сказать, в прилагательном виде становится само собой разумеющимися элементами общепризнанной изобразительной системы. Эта система, заключающая в себе общность изначального отношения искусства к реальности, образует в художественной культуре 20-30-х годов своего рода "новый традиционализм". В нем находят свое продолжение культура художественного творчества, устойчивое представление об эстетических ценностях, отражается опыт реалистического воплощения гуманистических идей. В широких, но вполне отчетливых границах этой системы сближается по своей природе и по значению в панораме мировой художественной жизни творчество многих мастеров, ранее разделенных идейно-художественными доктринами. Теперь более по стилевой манере, чем по существу эстетических позиций, отличаются друг от друга живописцы и графики, вышедшие из традиций реализма XIX века (М. Либерман, Э. Верен-шёлль, Э. Ярнефельт и другие), мастера, которые в начале XX века представляли обширное течение "живописного реализма" (Л. Корит, У. Сиккерт, Дж. Беллоуз и другие), художники, сложившиеся в русле национальной романтики (И. Сулоага, Р. Кент и другие) или неоклассики (К. Хофер и другие), бывшие ортодоксальные, а ныне номинальные импрессионисты, как К. Моне с его панно "Ненюфары" (1914-1922, Париж, Музей Орсэ), или такие, опять-таки номинальные экспрессионисты, как О. Кокошка, писавший пейзажи, экспрессивные по чувству, но уже не экспрессионистские по концепции, а равно названные выше бывшие фовисты, кубисты, футуристы, пережившие "возрождение реализма". В скульптуре сходство в решении художественных задач того времени - выявления пластической цельности образа и поиска его активного взаимодействия с пространственной средой - сближает творчество мастеров, вышедших из разных традиций: натурно-предметной и импрессионистической пластики (Дж. Эпстайн в США, Я. Штурса и К. Дуниковский), национальной романтики, связанной со "стилем модерн" (И.Мештрович), неоклассики XX века (А. Бурдель, А. Майоль, К. Миллес, Г. Кольбе). Тем или иным образом в это движение во влекаются скульпторы академической выучки (П. Ландовский во Франции) и повернувшие к реальности такие мастера, как Ж. Липшиц (Франция).

   Такое искусство, исповедующее преемственность своего исторического опыта и осуществляющее его дальнейшее развитие, успешно выступает в межвоенные десятилетия. В этом своем смысле оно воспринимается в странах, вступающих в этот период в круг международных художественных движений.