Проблемы межвоенных десятилетий

   Для всего, что было пережито мировым искусством на протяжении этих двадцати пяти - тридцати лет, в иные времена не хватило бы и столетий. Оно испытывает глубокие потрясения, вовлекается в стремительно сменяющие друг друга драматические события политической жизни, одна лишь хроника которых могла бы составить объемистую книгу ...

   В короткие годы, прошедшие от 1917 года Октябрьской революции в России и завершения первой мировой войны в 1918 году до 1939-1945 годов, когда разразилась вторая мировая война, история мирового искусства пережила чрезвычайные события. Социальные движения тех лет вызывают революционные течения художественного творчества. Национальные движения возбуждают новые идеи и формы искусства. Высокоразвитая художественная культура сталкивается в эти годы с элементарным идеологизмом и грубым популизмом.

   Именно в межвоенные десятилетия в культурной жизни формируются и внедряются тоталитарные политические системы, а также создается искусство, обслуживающее эти системы.

   Эти обстоятельства важно иметь в виду и при размышлениях о тех характерных свойствах, которые в конце 1910-х - середине 1940-х годов приобретает художественная культура стран и народов мира. Она значительно расширяет в эти годы свои объемы; резко увеличивается то, что (учитывая все отрасли творческой деятельности) можно было бы назвать массой "художественного продукта"; активизируется общественный интерес к искусству. Но подлинным знамением времени становится возрастающая в чрезвычайной степени роль в жизни искусства социально-политического фактора, который действует прежде всего на глубинных уровнях, где определяется социально-историческая типология художественной культуры, и наглядно обнаруживает себя в содержании и форме ис-куства. Этот фактор обостряет коллизию свободы и зависимости творчества, связи и противопоставления искусства и общественной действительности, воспаленно переживаемую художественным сознанием XX века, которое так или иначе осмысливает судьбы искусства как самостоятельной сферы творческой деятельности и его значение в жизни человечества. В этот период государственная власть и политические партии все с большей настойчивостью проявляют свою заинтересованность в искусстве. Все чаще эта заинтересованность выражается в культурной политике, в духе которой провозглашаются права на национальное и классическое наследие и получают идеологическую, политическую квалификацию современные художественные движения, из чего проистекают и практические выводы.

   В свою очередь художественная деятельность встает перед необходимостью осознания своих принципов. Во-первых, это касается гражданского сознания художника. Политические причины в значительной степени обусловливают место художника в национальной культуре и в гораздо большей мере, чем привычные для начала XX века поиски благоприятной художественной среды, вызывают в 20-30-е годы крупные миграции творческих сил. Назовем эмиграцию художников из Советской России, бегство художников из стран, захваченных фашизмом.

   Во-вторых, это относится к самосознанию искусства как вида общественной деятельности. В это время возникают национальные объединения и международные сообщества художников, основанные на единстве политических убеждений. В этой ситуации в конечном счете всякая эстетическая позиция, будь даже она заявлена как сугубо аполитичная, получает, зависимо или независимо от намерений ее адептов, социальное значение и известную политическую ответственность. Подчас такую, какая вообще не может быть свойственна природе художественных идей и творчества.

   И наконец, в-третьих, особую остроту приобретает соотношение художественных и политических начал в самом творчестве, в сфере общественного воздействия и восприятия искусства. Магистральной, осевой проблемой становится проблема искусства и революции в двух ее аспектах. То есть, с одной стороны, как внутренние перевороты, которые художественное творчество переживает в виде стилевых катаклизмов, а с другой - как преобразования в искусстве, обретающем новые социальные природу и функцию. Художественный авангард экзаменуется теперь реальными социально-историческими процессами, которые взвешивают его революционность и буржуазность, бунтарство и приспособленность к салону, сообразуют творческую деятельность с жизнью, где отчетливо обозначаются позиции и интересы противоборствующих политических сил. Вспышки революционного творчества сталкиваются со строго упорядоченной государственной культурной политикой, а тоталитарные режимы вовсе твердой рукой подавляют художественный авангардизм. С новой силой возбуждается внимание к художественным традициям и утверждается ценность исторического опыта искусства. С этими умонастроениями встречаются в 20-30-е годы новые течения, которые в это время выдвигает модернизм. Развиваясь многорусловым порядком, мировое искусство в 20-30-е годы в еще большей мере, чем в довоенное время, испытывает размежевание и столкновения образующих его течений. В отличие от предшествовавшего времени, когда художественному движению, как правило, было присуще определенное единство идейной программы и стилевых свойств, теперь взаимоотношение этих двух начал часто представляет сложную, изменчивую картину. Можно жестоко обмануться в суждениях и оценках, если полагать, что за каждой стилевой формой обязательно наглухо закрепляется совершенно несомненный идейный смысл. История искусства 20-30-х годов дает выразительные примеры того, как художники ищут воплощения одной идейной программы в разных стилевых формах или стремятся сообщить различное идейное содержание одним и тем же либо сходным художественным формам. Нередко такое различие определяется не собственными свойствами художественного произведения: они дают тому только предпосылки. Решающее же значение имеют те идеологический эффект и общественная функция, которые это произведение и его стилевые свойства приобретают в разных социально-политических условиях и которыми то или иное движение искусства наделяется в этих условиях. То есть в силу способности художественного образа (реализующегося как процесс, активную роль в котором играет воспринимающая и интерпретирующая его среда) обретать в изменяющихся условиях социально-эстетическое инобытие. В особой мере это относится к тем видам творчества, произведения которых не заключают в себе конкретной наглядно выраженной идеи, то есть к архитектуре и к обширным объемам связанного с индустрией декоративно-прикладного искусства, развивающимся в XX веке с чрезвычайной интенсивностью. Таким образом идейно-художественные смысл и значение того или иного явления искусства формируются сложносоставным порядком. Они кристаллизуются в точке пересечения идейного содержания, стилевых свойств, социальной природы, национальных особенностей и социально-политической функции художественного творчества. В конце 1910-х - середине 1940-х годов, в соответствии с изменениями социально-исторической типологии художественных культур, развитием интернациональных и национальных художественных процессов, уровнем индустриального подъема (что особо отчетливо сказывается в архитектурно-строительной деятельности), происходят новые разделения и сближения искусства стран и регионов мира. В довоенное время границы крупных регионов в основных очертаниях совпадали с границами стран света. Ныне образуются обширные трансконтинентальные общности художественной культуры, идет типологическое сближение искусства стран Европы, Северной Америки, Австралии, наиболее развитых стран Азии и Латинской Америки. В этом процессе существенную роль играют международные художественные движения, которые распространяются в одних случаях как носители эстетических идей (как, например, "новая архитектура", символизировавшая новизну и современность), в других - как течение, объединенное прежде всего единством социально-политической программы.

   Одновременно в пределах традиционных регионов происходит внутреннее размежевание художественных сил. Так, демократическое искусство, возникшее в Мексике, а затем в ряде других стран Латинской Америки, вступает в новые взаимоотношения с замедленно развивавшимся искусством большинства стран этого региона. В конце 1910-х - середине 1940-х годов оставалась в силе колониальная и полуколониальная система, охватившая огромные территории Азии, Африки, Океании, но в связи с подъемом в ряде стран этих регионов (Китае и др.) революционного и национально-освободительного движения в них формируется художественное творчество, единотип-ное по своим социально-историческим признакам с передовым искусством в странах других регионов мира. Наконец, внутрирегиональная перегруппировка постигает и художественную культуру Европы. Поэтому свойства национального искусства отдельной страны, группы стран или ряда международных художественных явлений нередко становятся столь же весомыми, как и специфика искусства целого региона.

   Таковы причины, побуждающие в ряде случаев отступать при рассмотрении истории искусства 20-30-х годов от регионально-географических делений, выделяя международные художественные движения и искусство отдельных стран, а также такие виды творчества, как тиражная графика и монументальное искусство, которые приобретают в это время собственное социально-эстетическое значение.