Социальный реализм
Речь идет о движениях искусства, определившихся в своих существенных свойствах на рубеже XIX-XX веков, о сопутствующих им тенденциях и связанных с ними проблемах, которые не могут быть осмыслены только с помощью художественных критериев, позволявших ориентироваться в рассмотренных ранее стилевых течениях. Эти движения в конечном счете конституируются на своей социально-политической основе, знаменуя собой тот отклик, который идеи и борьба за революционное переустройство мира получают в общественном сознании, и образуют интернациональную общность, отличающуюся от тех общностей, которые создают международные художественные стили. Социальный реализм не возникает в один момент повсюду на ровном месте или из одного какого-либо источника. Искусство XIX века знает немало веяний и тенденций, составляющих его предысторию, а равно художественных движений, имеющих особо важное значение, поскольку они, как, например, революционное искусство Франции или передвижники в России, осознавали себя силой, выступающей на стороне народа. Можно считать, что социальный реализм в искусстве XX века созвучен комплексу демократических и социалистических идей и убеждений. Интегральная система этих идейно-художественных движений включает в себя художественное творчество, различное по признакам стиля и метода - от искусства, стремящегося к возвышенному идеалу, до искусства, обращающегося к безусловной правде жизни, воспринятой в ее непосредственной реальности.
Отчетливо выраженную линию образует здесь творчество, декларирующее социалистические идеи в формах художественного идеала. Для него характерны аллегорические и символические композиции, воспевающие Свободу и Труд. Такие произведения, в частности работы англичанина У. Крэна, созданные еще в XIX веке, широчайшим образом воспроизводятся в партийных и профсоюзных изданиях. К опытам выражения революционных, социалистических идей посредством идеально-классических мотивов агитационное искусство неоднократно обращается в XX веке. Критические суждения о жизни и утверждающее начало, которым проникнуты народные образы, несет в себе традиция реализма XIX века, хранимая такими мастерами, как крупнейшие передвижники в России, М. Либерман в Германии, К. Менье в Бельгии, завершивший в начале XX века свой творческий путь серией произведений, в которых индустриальный мир предстает как суровая стихия, порождающая мужественных героев. Сходные идеи проявились в гравюрах англичанина Ф. Брэнгвина, картинах ирландца П.Генри, в которых труд трактуется как возвышенно-романтическое деяние. Представление о народном содержании событий истории и современности в национальной романтике и гуманистические идеалы неоклассического искусства обретают некое внутреннее соответствие программе демократического, социалистического искусства. О подобных же явлениях позволяет говорить жизнеутверждающее восприятие народного образа, достоинства и жизненной ценности человеческой личности, сказавшееся в "живописном реализме". Социальные выводы возбуждает искусство, которое, наблюдая реальную жизнь, откликается на царящее в ней неблагополучие, делающее мучительным существование человека. Эта тенденция развивается в искусстве многих стран. Она окрашивает в тона сердитого недовольства урбанистические сцены, которые пишут члены американской "Восьмерки", сообщает скептические ноты английской жанровой живописи, наполняет сочувствием человеческой судьбе предметно-описательные интерьерные композиции "малых жанристов" в России (В. Н. Бакшеев и другие). Демократичность настроения или убеждений художников, их гуманистические взгляды, ощущение драматизма социальной жизни, ее исторического движения находят воплощение и в искусстве, избегающем прямого, непосредственно-натурного воспроизведения событий действительности. Понятие о жизни и суждение о ней выражаются здесь не наглядно-очевидным образом в самом изображении, но воплощаются опосредованно в художественной теме произведения, содержащего в себе мыслимый, сотворенный, эстетически сублимированный образный мир. Он создается в произведениях П. Пикассо начала XX века, в которых раскрывается образ страдающего человеческого существа и выражается утверждающее гуманистическое начало. Возвышенная одухотворенность народного образа и отзвуки пришедших в движение внутренних сил истории претворяются в идеально-символических композициях 1910-х годов К. С. Петрова-Водкина в России. Народное начало таится и в поисказ первородной, не тронутой цивилизацией поэтичности, которые в те же годы предпринимают в своих восточных картинах А. Матисс во Франции, П. В. Кузнецов и М. С. Сарьян в России, и в непосредственно грубоватой выразительности, которую ищет ряд французских и немецких художников в народной и средневековой ксилографии.
Последовательное же, программное выражение демократические идеи получают в социальном реализме, который выступает на рубеже XIX-XX веков как новое движение, отчетливо определившее свои творческие позиции, сосредоточившиеся на своих героях и явлениях жизни. Таким героем становится народ, осознанный в его классовой природе, а явлением - та сфера действительности, где он проявляет себя как решающая сила социальной жизни. Это искусство проникнуто познавательным началом. Ему чужды романтический взгляд на мир и возвышающая эстетизация реальности; для него не существует коллизии "некрасивой правды и красивого вымысла", терзавшей художников XIX века. События и герои утверждаются такими, каковы они есть, а сочувствие или изобличение, трагизм или оптимизм и т.п. выступают не как заданный угол зрения на действительность, а как вывод, проистекающий из познавательного углубления в нее. В таком духе трактуются сейчас сцены труда в живописи русского Н.А.Касаткина, француза М.Люса, норвежца Э. Мунка, словенца И. Грохара и бытовые композиции в живописи и графике X. Балушека и Р.Г.Штерля в Германии, Й.Упрки и Й.В.Мысльбека в Чехии, В.Войтке-вича в Польше, Ж.А.Стериади в Румынии, народные образы в скульптуре бельгийца Ж. Минне, в работах немецкого скульптора и рисовальщика Э. Барлаха. Но прежде всего и по преимуществу эти принципы воплощаются в произведениях, в которых народ осмысливается как социально-политическая категория. Здесь социальный реализм создает свои образные темы, вырабатывает новую иконографию, фиксирующую те явления жизни, которым это искусство придает эстетическую значимость. В нескольких вариантах развивается образ народной массы. В своего рода "портретах класса", созданных X. Балушеком в характерной картине "Пролетарки" (1900, Берлин, Меркишес-музей), а в Италии Дж. Пелицца да Вольпедо в картине "Четвертое сословие" (1900, Милан, Галерея современного искусства), масса народа предстает как невиданное дотоле явление, ошеломляющее прямой натуральностью, с которой его облик раскрывается в многофигурной фронтальной композиции. В отличие от реализма XIX века, склонявшегося к своего рода антропоцентрическому истолкованию обобщающих идей и к выражению их в индивидуальном психологическом мире героя, социальный реализм XX века оперирует, скорее, сверхличными понятиями, тяготеет к обобщенному представлению о социальных силах, к образам, адекватным крупным мерам и неделимым на отдельные характеры и типы. В обширном цикле произведений, изображающих забастовки рабочих и крестьянские выступления, которые создают европейские живописцы и графики (в Бельгии в 1894 г. - Э. Ларманс, в Венгрии в 1895 г. - М.Мункачи и в 1899 г. -И. Реверс, в Голландии в 1899 г. - Я. Тоороп, в Румынии в 1905-1906 гг. - Ш. Лукьян, в Польше в 1910 г. - С. Ленц), а в США - скульптор Ч. Хааг (ок. 1905), формируется образная тема людской массы, сплоченной единым состоянием, поглощающим и суммарно и персонифицированно трактованные типы. В этом искусстве решающее значение имеет глубина понимания и убедительность выражения социальной сути явления. На этой основе объединяется творчество работающего в объемно-пластической манере С. Ленца, использующего позднеимпрес-сионистическую систему живописи Ш. Лукьяна и связанных с приемами "стиля модерн" Э.Ларманса и Я. Тооропа.
В искусстве этого направления развивается образная тема пробуждения народа - его сознания и социального действия. В литографиях Т. А. Стейнлена утверждается тип седоусого рабочего, который выходит со своими требованиями на улицы и площади города de profun-dis темных заводов и шахт. Обобщенный образ пролетария создает румынский живописец О. Бэнчилэ ("Забастовщик", 1914, Бухарест, Музей искусств). Венгерским живописцам принадлежит целая серия картин на тему "Агитатор" (К. Керншток, И. Рети и другие). Масса народа, пришедшая в движение, физическая выразительность которого заключает внутри себя динамику исторического деяния, воплощается в графической композиции чеха Ф. Купки "Интернационал" (1902-1904, Прага, Национальная галерея), плакате газеты "Революсьон", исполненном в 1910 году Ж.-Ф. Гранжуаном, в ряде журнальных и газетных литографий Т. А. Стейнлена и Ф. Пульбо во Франции, в живописи художников многих стран, обращающихся к событиям революционной борьбы (Р. Кассас в Испании и другие). Два явления в этом искусстве, проникающемся эстетической выразительностью самой борьбы, имеют исключительное значение: творчество немецкой художницы К. Кольвиц и русское искусство времени революции 1905 года.
В циклах офортов и литографий К. Кольвиц "Восстание ткачей" (1897-1898) и "Крестьянская война" (1903-1908) впервые в мировом искусстве революционная борьба пролетариата и крестьянства находит глубокое понимание своей исторической правды и получает острозаинтересованное, экспрессивное художественное воплощение. Строгая этика реалиста и склад таланта К. Кольвиц, особо отзывчивого к трагическим сторонам жизни, сосредоточили внимание художницы на мрачных обстоятельствах, в которых проявляла себя вся ожесточенность этой борьбы и утверждало себя ее величие. Совершенно немыслимыми были бы праздничные ноты в сцене, изображающей поющих и пляшущих около гильотины парижанок в офорте "Карманьола" (1901), недопустимой для свойственного К. Кольвиц понимания верности жизни была бы миловидность облика ее героев - исторических или современных, - в которых она стремилась воплотить суровую достоверность социального типа. То же стремление побуждает художницу раскрывать и трагичность событий истории и неодолимую силу ее движения, воплощенную в мощном, стремительном порыве, который в сценах восстания охватывает собой массы народа.
Революция 1905 года вызвала потрясение во всей русской культуре. Впервые в XX веке она возбудила в общенациональном масштабе проблему " искусство и революция ", ее преломления в сознании и творчестве художника и прямого участия искусства в революционной борьбе. К ее событиям обращаются в своих картинах реалисты старшего поколения И. Е. Репин, В.Е.Маковский, В.Д.Поленов. Революционная тема приобретает обостренно драматическую выразительность в картинах, запечатлевших забастовки, уличные бои, крестьянские бунты, расправы с восставшим народом, которые пишут художники, выступившие на рубеже XIX-XX веков, - Н. А. Касаткин, создавший также характерные типы революционеров ("Рабочий-боевик", 1905, Москва, Музей революции СССР), С. В. Иванов, в картине которого "Расстрел" (1905, Москва, Музей революции СССР) столкновение двух сил раскрывается в лаконичной и экспрессивной манере; образ слитого в едином движении восставшего народа разрабатывает в своих эскизах "Похороны Н. Э. Баумана" (1905, Ленинград, ГРМ) В. А. Серов. Эта тема дает новое содержание творчеству скульпторов: бюст К.Маркса (1905, Москва, ГТГ) выполняет А. С. Голубкина, портрет рабочего-боевика Ивана Чуркина (1906, Москва, Музей революции СССР) - С.Т.Конёнков. Особенно же резкие перемены она производит в графике, где формируется политическое направление, тяготеющее к резкому гротеску и плакатной обобщенности. Оно вовлекает в свой поток художников различных стилевых пристрастий, в том числе большую группу членов "Мира искусства". В. А. Серов создает серию рисунков, изобличающих самодержавие; в революционных журналах активно выступают Д. Н. Кардовский, Б. М. Кустодиев, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, И. Я. Билибин. Поражение революции 1905 года пресекло последовательное развитие в России политического искусства. Но оно успело накопить опыт, имеющий принципиальное историко-художественное значение и с новой силой возродившийся в 1917 году. В особой мере это относится к массовой тиражной графике, которая в России в период революции и во всех других странах, где искусство устанавливает в XX веке прямые связи с революционным движением, выступает как активная сила политической борьбы. Тому способствовали особенности природы тиражной жур-нально-газетной графики и плаката, свойственный им способ социального существования. Это искусство, можно сказать, изначально демократично, поскольку оно обращается к широкой, массовой аудитории, а отнюдь не специально художественному зрителю, любителю искусства. Его произведения обращаются в общественной жизни, а не в особой среде художественной выставки. Ему свойственна способность непосредственно и быстро воспринимать явления жизни и открыто, наглядно высказывать о них свое суждение - так в шарже или гротеске оценка события или персонажа заключается уже в самом способе их изображения. Политические идеи получают в тиражной массовой графике самое прямое выражение. В картине или статуе это привело бы к схематизму, дидактичности, для политического же рисунка и плаката такое решение органично. Оно дает здесь высокие художественные результаты. Тиражная политическая графика зачастую выступает первооткрывателем новых идей социалистического, демократического искусства XX века и пионером художественного познания социальных сил, событий классовой борьбы, нового образа героя.
Русские художники создают в 1905 году рисунки, относящиеся к числу высших достижений революционного искусства XX века. Во Франции, где политическая графика обладала прочной предысторией, восходящей еще ко временам Великой французской революции, образуется целая группа первоклассных мастеров, работающих главным образом в журналах и газетах социалистической ориентации ("Шамбар сосиалист", "Асьето бёрр", "Юманите"). В Германии рисовальщики "Симплициссимуса" сочувственно откликаются на события русской революции 1905 года, выдвигается один из крупнейших художников демократического направления, посвятивший свое искусство берлинскому пролетариату, Г. Цилле. Выступление мастеров политической графики в США (журнал "Массес", в котором работал Дж. Слоун), Чехии (Ф. Купка, Й. Лада), Болгарии (А. Божинов), Румынии (И. Изер), латышских (Я.-Р. К. Тилберг, Р. Заринын) и финских художников (М. О. Ойнонен, И. А. Оллила) служит признаком осознания национальным искусством своей общественной роли и ответственности.
Таким образом, в первое десятилетие XX века социальный реализм образует собой активное движение, обретающее свою собственную основу. Это движение включает в себя функционально-пропагандистскую линию художественной деятельности, представленную в первую очередь политической графикой, и обширный круг художественного творчества, проникнутого социально-политической ангажированностью.