Уолтер Ричард Сиккерт



Английский импрессионист

Сиккерт немало способствовал оживлению художественной жизни Великобритании, к концу XIX века окончательно "законсервировавшейся" в викторианском академизме.

Одна из последних фотографий Сиккерта.     Уолтер Ричард Сиккерт родился в Мюнхене 31 мая 1860 года. Отец его, Освальд Сиккерт, был датчанином, а мать - ирландкой. Тягу к холсту и краскам Сиккерт унаследовал от своих отца и деда - оба они профессионально занимались живописью.

    В момент рождения Уолтера Освальд Сиккерт работал иллюстратором в юмористической газете "Die Fliegende Blatter", однако его работа прервалась в 1868 году в связи с аннексией Шлезвиг-Гольштейна Пруссией. С началом войны Сиккерты переехали в Лондон.

    Художественные способности Уолтера Сиккерта проявились достаточно рано, еще когда он учился в школе. Нужно сказать, что Освальд Сиккерт не поддержал сына в его стремлении стать живописцем, слишком хорошо зная по собственному опыту, что ремесло художника не может стать надежным фундаментом для благополучной жизни. Тем удивительнее альтернатива, предложенная им. Он посоветовал Уолтеру стать... актером.

    С 1877 по 1881 год Сиккерт, послушный воле отца, "испытывал себя" на актерском поприще. За эти годы он познакомился со многими известными английскими актерами, не раз выезжал на гастроли. Обладая феноменальной памятью, Сиккерт легко "входил" в любой спектакль и довольно часто заменял заболевших актеров. Однажды он за день выучил шекспировского "Генриха V", да так прочно, что и спустя сорок лет мог цитировать его с любой строки. И все же он чувствовал, что сцена - не его призвание, что здесь он не создаст ничего нового.

    Ив 1881 году Сиккерт вновь вернулся к заветной мысли, когда-то отброшенной по совету отца. Он твердо решил стать художником и поступил в платную школу искусств Слейда (она открылась в 1871 году), возглавляемую французским живописцем Альфонсом Легро. В этой школе Уолтер Сиккерт проучился недолго, оставив ее под влиянием своего нового знакомого, Джеймса Уистлера, который с американской откровенностью сказал начинающему художнику: "Парень, ты уже потратил на эту школу деньги, так не трать хотя бы попусту свое время!" Сиккерт прислушался к словам старшего товарища, и, немедленно бросив школу, стал работать в мастерской самого Уистлера.

    Новое знакомство оказалось для Сиккерта "полезным во всех отношениях". Уистлер не только научил Сиккерта основам ремесла, но и дал ему представление о новейших течениях в живописи. Как говорил сам Сиккерт, "благодаря Уистлеру я оставил позади и Коро, и Курбе". Уистлеру обязан Сиккерт знакомством со многими выдающимися художниками. Больше всего запомнилась ему встреча с Дега, состоявшаяся в 1883 году. Произошла она так. Молодой живописец сопровождал в Париж уистлеровский "Портрет матери художника" (он должен был выставляться в Салоне). Уистлер дал своему ученику рекомендательное письмо к Дега, и ученик не преминул им воспользоваться. Работы Дега произвели на Сиккерта огромное впечатление, что не слишком понравилось ревнивому Уистлеру. Он говорил в сердцах: "Стоило только мне оставить Уолтера на одну минуту без внимания, как он тут же сбежал от меня".

    Дега "преподал" Сиккерту основополагающие идеи импрессионизма и предложил ему попробовать писать сцены из повседневной жизни. Этот совет воплотился в серию мюзик-холльных сцен, которые можно считать первыми значительными работами Сиккерта. Влияние Дега сказалось и в том, что по его рекомендации Сиккерт вступил в "Новый английский художественный клуб", с энтузиазмом поддерживавший "пленэрные" начинания импрессионистов. Уже вскоре Сиккерт стал заметной фигурой в этом клубе, приняв активное участие в выставке "Лондонские импрессионисты" (художник даже сам написал текст для буклета выставки).

    Одновременно с принятием "крещения импрессионизмом" Сиккерт женился. В 1885 году его супругой стала очаровательная Эллен Кобден, легкая и общительная женщина, доставившая мужу не только хорошее приданое, но и знакомства с потенциальными заказчиками. Молодая пара много путешествовала, зимою колеся по всей Европе, а летние месяцы непременно проводя в Дьеппе, небольшом французском городке. Правда, через несколько лет в семье начался разлад - виною тому были непрестанные измены Сиккерта, с которыми Эллен не хотела и не могла мириться. В 1896 году супруги разъехались, а в 1898 году официально расторгли брак.

    Оказавшись "на свободе", Сиккерт не столько обрадовался, сколько призадумался. Брак с Эллен, происходившей из богатой и влиятельной семьи, давал ему возможность не заботиться о хлебе насущном и заниматься "чистым искусством". Теперь художнику пришлось искать возможности заработка. Еще в 1893 году, чувствуя, что вскоре его отношения с женой испортятся окончательно, он открыл частную школу в Челси, пригласив занять в ней руководящий пост Уистлера, своего старого друга и учителя. Впоследствии Сиккерт преподавал во многих других художественных учебных заведениях - как частных, так и государственных.

    Осенью 1898 года, после скандального развода с Эллен, Сиккерт решил на время уехать из Англии, чтобы дать "улечься страстям". Он поселился в Дьеппе и прожил здесь вплоть до 1905 года у торговки рыбой мадам Виллан, которая родила ему сына по имени Морис. В творческом отношении годы, проведенные в Дьеппе, оказались весьма плодотворными. Художник много работал на пленэре, писал уличные сценки, заканчивал картины по наброскам, сделанным во время путешествий. В 1895,1901 и 1903-04 годах Сиккерт "наведывался" в Венецию.

    В 1905 году живописец возвратился в Англию и снял квартиру в лондонском районе Кемден-Таун. Сразу же по приезде он подтвердил свое членство в "Новом английском художественном клубе", но очень скоро его заинтересовали более радикальные организации. Он выставил свои работы в авангардном Осеннем Салоне в Париже и пожелал создать нечто подобное у себя на родине. В результате на художественную сцену Лондона явилась группа "Фитцрой-Стрит", получившая свое название от улицы, где находилась мастерская Сиккерта. По четвергам в этой мастерской собирались члены новоявленной группы - в частности, Спенсер Гор, Гарольд Гилман и Альберт Ротенштейн.

    В 1911 году многие из тех, кто посещал Сиккерта по четвергам, перешли в новую группу - "Кемден-Таун". Эта группа стала своего рода откликом на выставку "Мане и постимпрессионисты", проведенную в Лондоне Роджером Фраем. Стоит заметить, что она оказала решающее влияние не только на "кемденцев", но и вообще на развитие молодой британской живописи. Группа "Кемден-Таун" провела всего три своих выставки (в 1911-12 гг.), после чего большинство ее членов плавно "перетекли" в группу "Лондон", основанную все тем же Сиккертом. Это был последний всплеск его организаторской активности. Уже в 1914 году он отказывается от участия в выставках своего детища.

    В 1911 году Сиккерт женился во второй раз. Его новая жена, Кристина Энгус, была дочерью крупного торговца кожами. Их брак был вполне счастливым (хотя отец Кристины и не одобрял его), но в 1920 году молодая супруга художника скончалась. Более пяти лет художник оплакивал свою жену, а в 1926 году неожиданно для всех вновь вступил в брак. Тереза Лессор, последняя спутница жизни Сиккерта, будучи талантливой художницей, помогла ему закончить некоторые его последние картины.

    Несмотря на то, что популярность к Сиккерту пришла уже в 1910-е годы, полноправным членом Королевской академии художеств он стал только в 1934 году. В том же году его избрали президентом Королевского общества британских художников. Но, кажется, эти почести не доставили Сиккерту большой радости. Он по-прежнему жил вполне безбытно, часто переезжая с места на место. Смерть настигла его в курортном городе Бате, 22 января 1942 года.
К списку работ Продолжение