Шишкин
Пейзаж с охотником (1867)
На стыке жанров
Человеческие фигуры - редкие гости в работах Шишкина. Он предпочитал писать природу, живущую по своим естественным законам, не
искаженным деятельностью человека. В крайнем случае, он дает лишь приметы близкого или не очень близкого человеческого присутствия
- в виде натоптанной дороги, покосившейся изгороди и т. д. Но иногда (по большей части, это относится к 1860-м годам) все-таки люди
появляются в его пейзажах - как правило, "окультуренных". Тогда картина перестает быть чистым пейзажем и, дополненная элементами
живой жанровой сцены, оказывается в жанровом пограничье. Таковы, например, полотна "Пейзаж с охотником", 1867 (вверху) и
"Прогулка в лесу", 1869 (на след. стр.). В первом случае человек практически теряется в северном (о чем говорят огромные обросшие
мхом валуны) пейзаже; во втором - напротив, люди становятся смысловым центром, превращающим работу в типичный жанр.