Русская портретная живопись XVII - начало XIX века
...В телесных видах сокрываются тончайшие качества душевные. А. П. Сумароков
Настоящяя публикация посвящена двухвековой истории портретного жанра в русской живописи — с середины XVII до середины XIX века. При
всей пестроте смены стилей, манер, при том, что портрет за это время прошел огромный путь и неузнаваемо преобразился, указанный
период обладает и своей цельностью. Его объединяет социально-культурный аспект и связанная с ним концепция личности в этот период
портрет развивается в сфере дворянской по преимуществу культуры. Уже со второй четверти XVII века служилое дворянство начинает
оттеснять от руководства страной старую боярскую знать. Петр в своей реформаторской деятельности опирался прежде всего на
дворянство, при Екатерине II Россия становится дворянской империей. „Уже в XVII в. московское правительство начинает править
обществом посредством дворянства, а в XVIII в. это дворянство само пытается править обществом посредством правительства". Идеи
просветительства пустили глубокие корни прежде всего в дворянстве — самом образованном классе русского общества второй половины
XVIII столетия. Эта среда родила и свободомыслие — достаточно вспомнить А. Н. Радищева или Н. И. Новикова. Хотя в массе дворянству
крепостнического государства первой половины XIX века были присущи охранительско-сословные тенденции, при оценке дворянской
идеологии нельзя забывать о существовании в ней антагонистических начал — декабристских и монархических. „Лучшие из дворян помогли
разбудить народ" (В.И.Ленин). Показательно, что со сменой периода освободительной борьбы во второй половине века на
революционно-демократический меняется и характер русского портрета.
|
|