Русская икона
Русская средневековая иконопись давно и прочно признана одним из ценнейших вкладов русского народа в мировую культуру. Ее изучение позволяет приблизиться к пониманию представлений наших предков о духовности, нравственности, о душевной чистоте, о красоте и правде. Воплотившиеся в иконе идеалы твердости духа, доброты и справедливости, готовности к самопожертвованию, мудрого правления, воинской доблести, милости к падшим дают представление о лучших чертах национального характера. Как и повсюду в мире, в России средневековое наследие лежит в основе культуры Нового времени и продолжает оказывать влияние на формирование современной культуры. Средневековое искусство - и икона как важнейшая его разновидность - та основа, без которой немыслимы высшие достижения русского изобразительного искусства, литературы, музыки Нового и Новейшего времени.
В России икона стала предметом музейного и частного собирательства в XIX в. Но истинное открытие художественной ценности русской иконописи состоялось только в начале XX в., когда началось систематическое раскрытие древних икон из-под позднейших записей и почерневшей олифы. Именно тогда сложилась большая часть частных собраний икон, позднее влившихся в музейные коллекции. После революции частное коллекционирование икон не прекращалось, но оно уже не могло иметь ни того размаха, ни огласки, которые имело до революции. Собирателей икон стало значительно меньше, чем собирателей картин и других произведений искусства Нового времени. Не изменилась эта ситуация и в наши дни. Причин тому немало. Главнейшей из них является то, что средневековая икона сложнее для понимания, чем произведения, близкие к нам по времени. Круг эстетически восприимчивых людей, избравших икону в качестве предмета собирательства и к тому же располагающих материальными средствами, достаточными для создания новых коллекций, расширялся медленно. Поэтому последние годы войдут в историю коллекционирования и изучения иконописи как качественно новый и важный этап. За короткое время возникло несколько замечательных коллекций, и, что особенно ценно, коллекционирование стало более открытым, частные владельцы охотнее, чем до 1 990-х годов, показывают свои сокровища на выставках и предоставляют для публикации. Благодаря этим публикациям только в начале наступившего столетия стали доступными для науки и для публики выдающиеся древнерусские памятники, такие как икона "Спас" XII в. (статьи В.В. Филатова и Э.С. Смирновой в журнале "Наше наследие" №58, 2001 г.), целый ряд ценнейших икон из анонимной московской коллекции и из собрания В.А. Бондаренко (История иконописи: Истоки - Традиции - Современность. М., 2002), выкупленная из зарубежного собрания уникальная по стилю икона конца XV в. "Богоматерь Одигитрия" (А. Овчинников. Дионисий: Богоматерь Одигитрия; Э.Смирнова. Возвращенная в Россию Богоматерь Одигитрия в контексте творчества Дионисия. М., 2002), прекрасная новгородская икона позднего XV в. "Иаков Перский" и, наконец, целая коллекция икон превосходного качества, принадлежащая В.А. Бондаренко (И по плодам узнается древо: Русская иконопись XV - XX веков из собрания Виктора Бондаренко. М., 2003). Многие из этих произведений в будущем, безусловно, займут достойное место в истории древнерусского искусства и поздней русской иконы. Каталог, предлагаемый вниманию читателя, войдет в этот ряд как еще одна полная публикация крупнейшей коллекции. Значение изданий этого рода трудно переоценить. И не только потому, что они дают в руки исследователей уникальный, прежде неизвестный материал. Поднимая престиж коллекционирования икон, они способствуют усилению интереса широкой публики к русскому искусству в целом и к древнерусскому - в особенности. Развитие этого интереса является важной культурно-политической задачей. Решать ее необходимо, во-первых, в просветительских целях. В нынешний период перехода к рыночной экономике из атеистической эпохи нашей истории благополучно перешло непонимание истинного величия русской иконы как явления именно художественной культуры. В обыденных представлениях икона и сейчас остается исключительно культовым предметом, с каноническим содержанием, которое тиражируется по всегда неизменным схемам. Распространенностью этих представлений пользуются те политики, которые в своих целях утверждают, что древнерусскому искусству место только в церкви. Исполнение их требований привело бы к изъятию древнерусского искусства из музейного и любого иного нецерковного обращения, что стало бы настоящей катастрофой для отечественной культуры. Круг людей, осознающих эту опасность, сравнительно узок. И в этом есть доля вины специалистов по древнерусскому искусству, занятых проблемами академической науки и слишком мало делающих для популяризации его как культурно-исторического и художественного феномена, важного для жизни всего общества и всех будущих поколений...
|
|
Русская икона
- Святые Флор и Лавр в образе воинов. 15 век
- Огненное восхождение пророка Илии. 15 век
- Сретение. 16 век
- Благовещение. 16 век
- Введение Богородицы во храм. 16 век
- Вознесение Христово. 16 век
- Святой Николай, с 16 клеймами жития. 16 век
- Святой Иаков брат Господень. 16 век
- Воскрешение – Сошествие во Ад. 16 век
- Искушение святого Антония Великого (врезок). 16 век
- Спас на престоле. 16 век
- Спас на престоле. 16 век
- Шесть клейм из жития святого Георгия (врезок). 16 век
- Четыре клейма с изображением жития святого Георгия. 16 век
- Лука Евангелист, со Святыми на полях. 16 век
- Богоматерь Одигитрия. 16 век
- Рождество Христово. 17 век
- Рождество Христово (в серебряном окладе) 17 век
- Рождество Христово. 17 век
- Богоматерь Одигитрия, типа Грузинской. 17 век
- Архангел Гавриил, из деисусного чина. 17 век
- Пророк Даниил во рву львином. Боковая дверь иконостаса. 17 век
- Казанская Богоматерь (врезок). 17 век
- Первоверховные апостолы Петр и Павел, с деяниями в 12 клеймах. 17 век
- Воздвижение креста, со святыми на полях. 17 век
- Святые Никола Чудотворец и Евфимий Новгородский. 17 век
- Троица Новозаветная. 17 век
- Явление Богоматери Сергию Радонежскому, в окладе17 век
- Святой великомученик Никита со святыми на полях. 17 век
- Успение Богоматери (врезок). 17 век
- Чудо святого Георгия о змие, с Параскевой пятницей и Николой Чудотворцем на полях. 17 век
- София Премудрость Божия. 17 век
- Богоматерь Умиление. 17 век
- Зачатие святой Анны. 17 век
- Сошествие во Ад (в серебряном окладе). 17 век
- Богоматерь Владимирская. 17 век
- Святые князья Борис и Глеб. 17 век
- Богоматерь Владимирская. 18 век
- Святой Модест патриарх Иерусалимский, с 9 клеймами жития. 18 век
- Иоанн Богослов в молчании, с житием в 12 клеймах. 18 век
- Триодь Цветная
- Чудо святого Георгия о змие, с 9 клеймами праздников
- Распятие с предстоящими. 18 век
- Страшный суд. 18 век
- Сорок мучеников Севастийских. 18 век
- Святой Иоанн Лествичник и образ монашеского восхождения. 19 век
- Спас оплечный (в окладе), в раме с 33 клеймами Господских и апостольских страстей
- Святые проповедники Гурий, Самон и Авив, в раме с житием в 10 клеймах
- Иоанн Богослов в молчании
- Священномученик Харлампий, с житием в 14 клеймах
- Единородный сыне (Палехские иконы)
- Богоявление с евангельским сказанием об искушении Христа
- Семь Вселенских соборов с Сотворением мира и Собором двенадцати Апостолов
- Шестоднев
- Святой Николай Мирликийский с житием в 16 клеймах
- Рождество Христово
- Богоматерь Прежде Рождества и по Рождестве Дева, со святыми на полях
- Богоматерь Умиление типа Яхромской, со святыми на полях
- Николай Чудотворец
- Илья Пророк в пустыне с Огненным восхождением
- Воскресение Христово, со сценой Единородный Сыне и с праздниками в 12 клеймах
- Воскресение Христово
- Сретение
- Исцеление кровоточивой жены, с Ангелом-хранителем и тремя святыми на полях
- Спас Эммануил
- Царь Царем (Предста Царица)
- Архангел Михаил, из деисусного чина
- Илья пророк в пустыне со сценами жития и Огненным восхождением
- Богоматерь Днепрская, с Акафистом в 20 клеймах и святыми на полях средника
- Иконостас
- Чистота душевная (в окладе)
- Многочастная икона. 25 клейм
- Воскресение Христово, со Страстным циклом и годовой минеей
- Покров
- Богоматерь Неопалимая Купина, с дургими образами Богоматери, праздниками и святыми
- Троица Ветхозаветная, со сценами Бытия
- Преображение
- Иоанн Златоуст, с житием
- Усекновение главы Иоанна Предтечи
- Богоматерь Страстная
- Богоматерь Тихвинская
- Богоматерь Гора Нерукосечная
- Рождество Богородицы
- Архистратиг Михаил-Воевода
- Рождество Христово
- Преподобный Сергий Радонежский
- Ангел Хранитель, со сценами сказания и сценой Обретения главы Иоанна Предтечи
|